Этой весной, по завершении ремонта, «Полярник» выйдет в обычное для него патрульное плавание, однако сразу же начнется интересный эксперимент: при малейшей возможности судно будет нести паруса. Идея оснащения его вспомогательным парусным вооружением возникла в связи с желанием судовладельца практически оценить возможности снижения расхода топлива при использовании энергии ветра. Помимо применения парусов во время переходов, как ожидается, они будут полезны и при неторопливом крейсерстве в заданном районе, при обеспечении инспекции мелководных зон с помощью приданной судну быстроходной бортовой мотолодки. Предполагается, что это не только позволит экономить топливо, но и будет способствовать увеличению межремонтного периода главного двигателя, уменьшит загрязнение атмосферы газовыхлопом, улучшит условия работы и отдыха экипажа благодаря снижению шумности и уменьшению размахов качки на волнении.
Проект переоборудования разработан на базе типового проекта судна Таллинским филиалом ЦПКВ главного управления «Запрыба». Инициаторами и активными участниками этой интересной работы были заместитель начальника «Севзапрыбвода» Владимир Тимофеевич Роев и капитан «Полярника» Вадим Александрович Цвпркунов — до недавнего времени бывшие, соответственно капитаном и боцманом четырехмачтового барка «Седов» (добавим, соответственно, — мастер спорта и кандидат в мастера спорта по парусу).
Основные технические данные судна после переоборудования
Длина наибольшая, м | 16,0 |
Ширина наибольшая, м | 4,3 |
Осадка, м | 1,8 |
Водоизмещение с полными запасами, т | 37,0 |
Мощность гл. двигатели (дизель «3Д6»), кВт | 110,4 |
Площадь основных парусов, м2 | 60,0 |
Скорость хода, уз: | |
под дизелем | 8,5 |
под парусами | 9,0 |
Запас диз. топлива, л | 2150 |
Запас питьевой воды, л | 400 |
Экипаж, чел. | 10 |
Автономность, сутки | 10 |
Суть переоборудования состоит в том, что на судне появились четыре основных паруса: стаксель (площадью 10,6 м2), летучий прямой грот (27,8 м2), апсель (12,3 м2) и бизань (9,3 м2). Суммарная площадь парусности вполне достаточна; вместе с тем, площадь каждого паруса в отдельности относительно невелика, постановка парусов и управление ими не будут вызывать затруднений. Для облегчения работ с парусами, а также заваливания мачт (для прохода под мостами) на палубе установлены ручные лебедки. Расчетная скорость хода под парусами — 9 уз.
Судно имеет ледовый класс Регистра СССР, т. е. может плавать в битом льду и шуге. Его рабочей зоной могут быть, например Финский п Рижский заливы, Ладожское и Онежское озера.
Для размещения команды (4 чел.) и инспекторов рыбоохраны (6 чел.) оборудованы носовой и кормовой кубрики с 10 койками.
В качестве бортового катера используется поднимаемый стрелой «Прогресс-4» с подвесным мотором.
Опытная эксплуатация позволит выяснить все и слабые места и положительные качества судна; представляется целесообразным сделать моторно-парусный «Полярник» прототипом для серии судов рыбоохраны. В принципе можно рассматривать его и как многоцелевое судно. В частности, оно могло бы успешно исполнять функции судна связи и навигационного обеспечения при групповом плавании яхт, судейского судна при проведении регат и т. п.
В нашей стране делается многое для того, чтобы на высоком уровне проработать все аспекты проблемы использования энергии ветра в морском хозяйстве. Однако на сегодня имеющийся у нас практический опыт в этом направлении более чем скромен. Именно поэтому «Полярнику», который в эти дни готовится покинуть ремонтную стенку Кронштадтского ордена Ленина Морского завода и выйти в первое плавание, обеспечено внимание всех интересующихся проблемой паруса.
Пожелаем «Полярнику» успешных плаваний!