Написал заголовок и подумал: правильно ли выбрал название? Не рано ли вообще говорить в этой плоскости о парусной доске, спортивная «история» которой в нашей стране еще очень коротка. Как международный класс «Виндгляйдер» молод.
Проследить и определить проблемы и тенденции его развития одновременно как нового олимпийского класса и как массового вида парусного спорта еще, казалось бы, трудно.
На первый взгляд так. А на самом деле?
Парусные доски у нас, действительно, появились всего десять лет назад. Эти простые снаряды, доступные людям всех возрастов, сразу же покорили любителей парусного спорта. Интерес к виндсерфингу нарастал лавинообразно. Стоило где-нибудь на акваториях рек, озер, водохранилищ, прибрежных зон морей появиться двум-трем виндсерферам, как энтузиасты начинали самостоятельно строить такие же доски, осваивать технику плавания на них, объединяться в группы, секции, клубы. Даже в Заполярье, не говоря о средних и южных широтах страны, парусные доски проникли удивительно быстро. Промышленность еще и не приступала к серийному производству парусных досок, а сотни самодельных снарядов уже плавали во многих районах страны.
Энтузиасты нового вида парусного спорта стали съезжаться, чтобы помериться силами. Именно благодаря им — энтузиастам — открытые соревнования на парусных досках получили широкую известность и признание. Многие старты стали традиционными. Это например, состязания на «Приз Героев космоса» на Клязьминском водохранилище в Подмосковье, на приз журнала «Катера и яхты» в Зеленогорске, под Ленинградом, па приз «Голубой коралл» в Севастополе, на приз Памяти Александра Грина в Феодосии и другие, на которые собираются сотни спортсменов с разных концов страны. Спорткомитет СССР в соответствии с календарным планом всесоюзных соревнований учредил отборочные соревнования, что позволяет выявлять из участников наиболее подготовленных, способных спортсменов и из их числа формировать основной и резервный составы сборной СССР в классе «Виндгляйдер».
Даже беглый взгляд на то, как распространяется у нас парусная доска, показывает ее подлинную популярность, увлеченность ею большого числа людей. И эта увлеченность с каждым годом растет. Под ее влиянием время для виндсерфинга как бы спрессовалось. Новый вид парусного спорта в считанные годы прошел стадии младенчества, юности и вступил в зрелую пору. Поэтому именно сейчас, на мой взгляд, следует серьезно поговорить о проблемах и тенденциях развития нового класса, чтобы избежать ошибок и «перекосов», которые уже сегодня наметились в этом развитии.
Здесь не лишне напомнить, что привлечение большого числа людей самого разного возраста и рода профессий к занятиям парусной доской в в летнее, и в зимнее (лыжа под парусом) время полностью отвечает интересам трудящихся и государства: укрепляет здоровье люден, повышает их работоспособность в служит гармоническому развитию личности. Именно на это направлено Постановление партии и правительства «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта». Выполняя его, Спорткомитет СССР еще в 1981 г. обязал Спорткомитеты союзных республик, Москвы и Ленинграда принять меры, обеспечивающие развитие массовых занятий на парусных досках в яхт-клубах и секциях парусного спорта, обязал организовывать занятия с новичками в летних лагерях, местах массового отдыха трудящихся.
Спорткомитет СССР предусмотрел серийное производство виндсерферов и «Виндгляйдеров» па своих промышленных предприятиях, однако выпускается парусных досок пока еще очень мало, а качество их оставляет желать лучшего. Большая армия любителей вынуждена строить доски кустарным способом. Не секрет, что при этом выдержать все параметры, уложиться в требования «Правил постройки и обмера парусных досок класса «Монотип», утвержденных Федерацией парусного спорта СССР, удается не каждому, а следовательно, трудно и говорить о равных шансах у спортсменов на соревнованиях. Однако главным сейчас остается не «разномастность» парусных досок, а их острая нехватка в яхт-клубах, парусных секциях, базах отдыха. Наша промышленность никак не может развернуть по-настоящему серийный выпуск пригодных для спорта снарядов, ссылаясь то на недостаток мощностей, то на нехватку материалов.
Тут уместно обратиться к опыту наших друзей в социалистических странах. В Чехословакии, например, в продаже есть готовые парусные доски, а кроме того, выпускаются и наборы полуфабрикатов, из которых каждый желающий при минимальных затратах сил и времени может самостоятельно собрать «Виндгляйдер» или парусную доску другого класса. Причем желающим заняться парусной доской вовсе не обязательно иметь ее. В Чехословакии, Болгарии, Венгрии в местах массового отдыха действуют пункты проката, где за небольшую плату можно получить снаряд, под руководством инструкторов освоить приемы плавания на нем. К сожалению, пока нашим любителям виндсерфинга, организаторам физкультурного движения об этом приходится только мечтать.
Остается надеяться, что в ближайшее время Таллинская и Ленинградская экспериментальные судоверфи и другие предприятия, выпускающие спортивные суда, наладят широкое производство парусных досок. Без этого подлинной массовости занятий виндсерфингом добиться невозможно. Как бы то ни было, но трудности с материальной частью преодолеваются и, в конце концов, будут преодолены.
Самое широкое распространение «Виндгляйдер», конечно, получит среди молодежи. Это и понятно, потому что снаряд требует достаточной силы, ловкости, хорошей координации движений, выносливости, что в большей мере присуще молодым. Из их числа большой спорт станет черпать резервы для сборных команд областей, республик и страны. Поэтому очень важно, чтобы даже первые шаги в освоении парусной доски новички делали правильно.
Подобно тому, как будущих музыкантов педагоги сначала обучают правильной посадке за инструмент, постановке рук и приемам игры, так и на пашем снаряде необходимо преподать начинающему классические методы владения им. По мере нарастания мастерства у каждого вырабатывается свой почерк плавания, ведения гонки, но это происходит уже после того, как спортсмен в полной мере овладеет «школой» плавания на парусной доске. Однако школы подготовки у пае пока еще столь же «разношерстны», как и сами спортивные снаряды. Это сильно осложняет подготовку наших спортсменов к ответственным международным встречам, а во время их проведения даже самым умелым членам сборной команды мешает добиться устойчивого превосходства над соперниками.
Мне могут возразить, что у нас есть десятки отличных спортсменов, показывающих высокий класс техники управления парусными досками. Действительно, среди советских виндсерфистов сейчас 5 мастеров спорта международного класса, около 60 мастеров спорта СССР, более 150 кандидатов в мастера и сотни разрядников. Резерв для большого спорта немалый. Многие яхтсмены занимаются у квалифицированных тренеров. Многие, но не все. И гораздо большее количество энтузиастов парусной доски вовсе лишены наставников. Тренерских кадров, инструкторов-общественников недостает повсеместно; в институтах физической культуры не готовят специалистов по парусной доске, для них нет учебно-методической литературы, не проводятся курсы повышения тренерской квалификации. При таком положении крайне затруднительно создать отечественную школу по парусной доске. А такая школа необходима, чтобы наши спортсмены могли успешно выступать на международной арене, противостоять сильнейшим виндсерфистам мира.
Сошлюсь на некоторые примеры и факты.
Наши ведущие спортсмены с 1981 г. начали принимать участие в крупных международных соревнованиях виндсерфистов. Дебюты их были успешными; например, Н. Кравченко, В. Мелехов, Э. Терехин заняли соответственно второе, третье и четвертое места на Каннской регате во Франции в 1982 г.; призовое третье место среди 120 участников чемпионата мира 1982 г. в Италии занял Э. Терехин; призовые места на Балатонской регате-82 заняли Р. Файзулин, Н. Кравченко и Э. Терехин, а в прошлом году в Болгарии на регате «Дружба» лидерами стали А. Дале и Л. Ткаченко.
Первые пробы сил конечно же, окрылили и наших спортсменов, и их тренеров. К сожалению, в то время нам недоставало прозорливости, чтобы критически посмотреть и на свои успехи, и на систему подготовки сборной команды. Ее продолжали вести по однажды принятой методике, не учитывая динамику развития «Виндгляйдера», техники управления снарядом и тактики ведения гонок на нем. А они меняются, совершенствуются буквально на глазах.
Число яхтсменов высокого класса за рубежом быстро растет, каждый из них привносит что-то свое в технику управления парусной доской, тактику ведения гонок, взятие старта. На соревнованиях спортсмены и тренеры ревниво следят за успехами и просчетами друг друга, анализируют и отбирают для себя все оптимальное, совершенное. На тренировках, надо полагать, претенденты на лидерство постигают и проверяют приемы соперников, чтобы превзойти их в мастерстве во время гонок. Этому немало способствует большой опыт международных встреч, а также и то, что ведущие зарубежные яхтсмены, как правило, выступают не в одном, как принято у нас, а в нескольких классах парусной доски. Например, неоднократный чемпион мира в классе «Виндгляйдер» С. Ван ден Берг показывает отличные результаты и в классах «Виндгляйдер-тандем», «Виндсерфер» и на других модификациях снаряда.
При этом в последние годы на всех крупных международных соревнованиях по парусной доске состязания проводятся по многоборью, куда кроме прохождения олимпийской (треугольной) дистанции включены слалом и марафон. При такой постановке дела спортсмены развивают и совершенствуют у себя специальные качества и навыки, выносливость и универсальность, что в ответственные моменты состязаний приносит им неоценимую пользу. К сожалению, у себя дома, на всесоюзных регатах, мы до сих пор не ввели многоборья по парусной доске, хотя такие соревнования уже проводятся в некоторых республиках.
Немногим более года прошло со времени последней международной' встречи наших спортсменов с зарубежными спортсменами, а расстановка сил круто изменилась. Нам пришлось на горьком опыте убедиться, что развитие «Виндгляйдера», рост мастерства яхтсменов парусной доски на европейском континенте и в мире происходят очень быстрыми темпами, от которых мы заметно отстаем.
В начале июля прошлого года на чемпионате Европы в классе «Виндгляйдер» нашу страну представляли Н. Кравченко, С. Самокиш и Э. Терехин. Они заняли соответственно 23, 31 и 34-е места. Слов нет, на чемпионат съехались сильнейшие спортсмены Европы и Америки, но поражение наших ребят крылось в другом. За считанные месяцы соперники намного изменили и усовершенствовали свою технику и тактику гонок, тогда как мы практически топтались на месте. Не скрою, кое-кому такой вывод пришелся пе по душе, нашлись специалисты, которые хотели объяснить поражение случайностями и сложившимися обстоятельствами. Однако жизнь и последующие события опровергли это мнение.
После чемпионата Европы проводилась VIII Спартакиада народов СССР. Новый олимпийский класс был на ней представлен сильнейшими яхтсменам 13 союзных республик, Москвы и Ленинграда. Борьба на дистанциях была острой и напряженной, вплоть до последней гонки нельзя было назвать победителя. Успех пришел к тем, кто при равенстве в тактической, технической и физической подготовке оказался психологически более устойчив, сумел в решающие этапы гонок мобилизовать все свои силы и волю на достижение победы. Таким проявил себя молодой яхтсмен из Грузии Л. Ткаченко (ДСО «Водник»). Но выявились и негативные моменты в подготовке и ведении гонок нашими ведущими спортсменами. Из-за недостаточной психологической подготовки и собранности они принимали порой неправильные решения, нарушали правила соревнований, вели себя на дистанциях нервозно. Это те же пороки подготовки, которые сказались и на выступлении на чемпионате Европы и Финляндии.
По итогам VIII Спартакиады народов СССР не могли не отметить, что уровень подготовленности яхтсменов в классе «Виндгляйдер» резко отличается и разных республиках. Если РСФСР, Латвия, Эстония, Москва и Ленинград по парусной доске занимают в стране ведущее положение, то в республиках Средней Азии и Закавказья дело обстоит гораздо хуже. Если Казахстан, Узбекистан и Киргизия начинают серьезно заниматься развитием парусной доски, сумели выставить па Спартакиаду своих спортсменов, то Таджикистан и Туркмения не смогли этого сделать. Спорткомитеты этих республик слишком робко пытаются решить проблемы развития «Виндгляйдера», хотя по климатическим и природным условиям имеются идеальные возможности для круглогодичного занятия этим видом спорта. Как ни странно, но и в Литовской ССР, где парусный спорт традиционен, есть хорошие яхт-клубы и, следовательно, все предпосылки для развития парусной доски, дело продвигается туго. В Каунасе, например, имеется неплохо оборудованный яхт-клуб, на базе которого уже сегодня можно создать республиканскую школу по парусной доске. Однако новому олимпийскому классу и здесь не Уделяют достаточного внимания.
Я упомянул только об одной крупной международной встрече и о крупнейших всесоюзных соревнованиях. На их основании делаю выводы о степени развития и подготовки у нас в стране этого вида спорта и спортсменов. Другие встречи на международной и внутренней аренах могут лишь подтвердить правильность моих наблюдений и заключений.
О сильных сторонах советских виндсерфистов говорить не надо, они скажут сами за себя. Гораздо важнее вовремя понять и устранить недостатки. К ним относятся: недостаточная тактическая и техническая подготовка, неумение максимально разогнать «Виндгляйдер» из-за недостаточной «нахоженностн»; неумение бороться до конца и в частности — удерживать свое лидирующее положение; ошибки и определении изменения метеоусловий и, наконец, недостаточная физическая и психологическая подготовленность, что особенно резко проявляется при скорости ветра более 14—16 м/с.
Конечно, сказывается и недостаточный опыт участия наших спортсменов в международных соревнованиях. Если ведущие зарубежные яхтсмены в классе «Виндгляйдер» ежегодно участвуют более чем в 20 международных встречах, то наши яхтсмены пока таких возможностей не имели. Мы, тренеры и специалисты, работающие в классе «Виндгляйдер», мало чем можем помочь в этом отношении — о стиле, почерке и приемах зарубежных яхтсменов сами можем судить лишь по случайным описаниям и рассказам.
Решение затронутых проблем, на наш взгляд, во многом определит и будущее парусной доски как средства массового занятия парусным спортом, и успехи наших спортсменов на международной арене.
С начала нынешнего года Управление гребного и парусного спорта Спорткомитета СССР, Федерация парусного спорта СССР и Всесоюзный тренерский совет уже многое сделали, чтобы восполнить пробелы в подготовке нашей сборной команды в классе «Виндгляйдер». Но надо заметить, что радикальное изменение положения дел по парусной доске в общесоюзном масштабе требует немалых сил и времени. Республиканские Спорткомитеты, Центральные советы ДСО профсоюзов, верфи спортивного судостроения и предприятия, выпускающие парусные доски, должны еще немало поработать, чтобы в ближайшие годы новый вид парусного спорта в пашей стране стал подлинно массовый. А внушительных успехов в большом спорте наша молодежь непременно добьется!