В 1982 г. при федерации водномоторного спорта Латвии учрежден Комитет СНП, в обязанности которого входит координация деятельности всех секций и коллективов республики, культивирующих гонки на СНП, организация и проведение соревнований. По инициативе водно-моторников г. Лиепаи в программу всесоюзных соревнований на приз журнала «КиЯ» включались и гонки на СНП на приз «Балтияс Дзинтарс», учрежденный рыболовецким колхозом «Большевик». Регулярно проводятся первенства республики и Союза рыболовецких колхозов.
Накопленный опыт организации и проведения соревнований на СНП обязывает нас высказать свое мнение о путях развития и перспективах водно-моторного спорта на этих судах.
Гонки на СНП в нашей республике проводятся в четырех классах. Это лодки серийной заводской постройки с серийными подвесными моторами: одномоторные с рабочим объемом двигателя до 350 см3 (Т-350); 500 см3 (Т-500); двухмоторные — от 700 до 1000 см3 (Т-700—Т-1000) и суда самостоятельной постройки — 700—1000 см3 (SF-700—1000).
Суда самостоятельной постройки (ССП) с подвесными моторами объемом 350 см3 и 500 см3 у нас в республике развития не получили. ССП с моторами объемом 700 см3 у нас в соревнбваниях участвуют в одном классе SF до 1000 см3. Двухмоторные ССП развивают значительно более высокие скорости по сравнению с аналогичными лодками заводской постройки и это всегда учитывалось в «Правилах соревнований по водно-моторному спорту для классов судов самостоятельной постройки», утвержденных республиканской ФВМС. По нашему мнению, гонки на судах класса SF могли бы включаться в программы соревнований спортивных судов на кольцевых спортивных дистанциях 5 и 10 миль. Это дало бы большой толчок в развитии любительского судостроения и спорта во всесоюзном масштабе.
Существующая спортивная классификация 1980—1984 гг. по сравнению с предыдущей имеет ряд недостатков и не отражает степени подготовленности и мастерства спортсменов. Очковая система (с обязательным участием в соревнованиях различных рангов в течение» всего сезона) требовала более тщательной подготовки материальной части, более высокого мастерства спортсмена, его стабильного выступления в течение всего сезона. Имеет смысл доработать эту систему, привести к уровне сегодняшних соревнований на СНП сделать более гибкой и прозрачной, отражающей более объективно мастерство спортсмена.
Из опыта соревнований на СНП в Латвии хочу сказать, что в течение всего периода развития этих соревнований у нас в республике культивировались следующие дистанции: маршрутная — свыше 100 км и кольцевые на 5 и 10 миль.
Информация об изображении
Мотолодка пермских спортсменов по проекту ленинградского конструктора Ю. Зимина
В последний год проводилась маршрутная гонка на 100 км по кольцевой трассе, что повысило зрелищность и облегчило обслуживание этой гонки. Исключение гонок на 5 и 10 миль из программы чемпионата Латвийской ССР снизило интерес зрителей, к соревнованиям, но так как в классификации 1980—1984 гг. эти дистанции для спортсменов ничего не давали, пришлось поневоле огорчить зрителей. Следует отметить, что кольцевые гонки на дистанции 30 и 50 км по зрелищности уступали гонкам на 5 и 10 миль.
Мотолодка пермских спортсменов по проекту ленинградского конструктора Ю. Зимина
Когда-то в нашей республике культивировались дистанции «Фонд» и многочасовые гонки. Может быть, следует к ним вернуться, особенно если учесть популярность и опыт наших и зарубежных соревнований. По отзывам в «Катерах и яхтах», большой популярностью пользуются такие соревнования в Собинке и др.
В заключение хочу сказать, что результаты соревнований на СНП приносят очки комитетам ДОСААФ в нашей республике и это является неоспоримым стимулом развития этого вида спорта. В Латвии появился большой коллектив судей высокой квалификации. Все это позволяет нам уверенно смотреть в будущее и развивать водно-моторный спорт на СНП наравне с другими техническими видами спорта. В настоящее время наш Комитет выступает инициатором проведения Кубка Прибалтийских республик на СНП.
Хочется пожелать, чтобы Федерация ВМС СССР наметила на будущее собрать за круглым столом энтузиастов и руководителей водномоторного спорта СНП, выслушать и объективно оценить работу, проделанную на местах, с целью создания руководящего органа всесоюзного масштаба и разработки единой программы развития водно-моторного спорта на судах народного потребления в нашей стране.