В «КЯ» №105 затронут очень важный, наболевший вопрос — о судьбе гонок на судах народного потребления (СНП). Будучи мастером спорта по водно-моторному спорту именно на СНП, хочу не только поддержать выступления М. Петрова и Л. Федорова, но и высказать свое мнение.
К сожалению, гонки на СНП, которые являются едва ли не единственным резервом повышения массовости водно-моторного спорта, и сегодня, как и в 1982—1983 гг., центральными органами ДОСААФ не планируются, задания по их развитию республиканским и областным комитетам не выдаются. При подведении итогов соревнования между первичными организациями ДОСААФ гонки на СНП не учитываются, а следовательно, нет и спроса за развитие этого вида спорта.
Инициативные предложения с мест выслушиваются, но не поддерживаются. Так, наша федерация водно-моторного спорта Ровенского ОК ДОСААФ вносила предложение включить в планы 1984 и 1985 гг. проведение первенства Украины на СНП. Республиканский морской клуб ДОСААФ обещал поддержать это предложение. А кончилось тем, что оба раза оно было отклонено. Кстати сказать, в штате этого клуба тренеры по ВМС есть, по характерно, что никто из них не занимался и, главное, не хочет заниматься судами народного потребления.
Можно напомнить, что в 1976—1980 гг. львовская федерация ВМС успешно проводила интересные соревнования, завоевавшие большую популярность. В гонках участвовали экипажи из Белоруссии, Латвии, Литвы, РСФСР, УССР, Эстонии. На соревнования собиралось по 50—60 и более судов. И опять-таки характерно, что представителей Украинского республиканского морского клуба или комитета ДОСААФ Украины ни разу мы так и не видели. Вот пример того, как на Украине относились к развитию водно-моторного спорта, хотя на словах все согласны с тем, что водно-моторный спорт имеет большое оборонно-массовое значение и должен помогать подготовке молодежи к службе на флоте. Не секрет, что только на скутерах и гоночных судах этой задачи нам не решить.
До 1980 г. плавающие на СНП могли совершенствовать навыки судоводителя и спортивное мастерство, участвуя в дальних спортивных плаваниях (ДСП), так как они входили в разрядные требования. В существующей же сегодня спортивной классификации ДСП нет, есть только гонки, а выполнить в них разрядные нормативы невозможно, поскольку организации ДОСААФ гонки на СНП не проводят. Вот и получается заколдованный круг. Как же готовить будущих моряков?
Теперь о судах самостоятельной постройки (ССП). По нашему мнению, нужно развивать, поощрять гонки на них, а не исключать их из программ соревнований. Если ССП имеют лучшие мореходные качества, чем СНП, то это заслуга спортсменов, которые ищут и что-то находят. И было бы очень неплохо, если бы промышленность шире использовала этот опыт. Мне думается, что свое слово в этом разговоре должны сказать и руководители Федерации водно-моторного спорта.