Межреспубликанская оптовая ярмарка товаров народного потребления была открыта в московском парке Сокольники с 13 по 27 ноября.
В огромном павильоне, где обычно проводятся международные выставки, найти интересующие нас объекты нелегко: во-первых, среди представленной продукции они занимали слишком малый удельный объем, а во-вторых, оказались разбросанными по самым различным отделам, так как ярмарка строилась не по отраслевому, а по территориальному принципу.
Единственное исключение было сделано для судостроителей. Их продукции, как наиболее крупногабаритной, отвели отдельный павильон, расположенный бок о бок с главным зданием. С его осмотра мы и начали наше знакомство с ярмаркой.
За стеклянными стенами павильона света не меньше, чем под открытым небом, так что лодки видны как на ладошке. К сожалению, температура в помещении тоже не отличается от наружной (минус 3) — павильон не отапливается. Наверно поэтому посетители стараются здесь не задерживаться, а разговоры особенно лаконичны и деловиты.
Группа запорожских торгпредов быстрым шагом движется вдоль экспозиции. Останавливаются около пластмассовой мотолодки «Восток».
— А это что за ванна?
— Наоборот, наиболее современные обводы, — поясняет представитель завода, — посмотрите любой иностранный журнал.
— Не знаю, на Днепре у нас таких нет, так что пока воздержимся.
Объективно правы обе стороны. У «Востока» немало положительных качеств, но их надо умело показать, нельзя же рассчитывать, что представитель торговой организации, а тем более рядовой покупатель, разберется в специальных вопросах судостроения.
Например, пластмассовые лодки (в том числе и «Восток») стоят дороже, чем сопоставимые по размерам дюральки, но ведь они и служат дольше. Как в этом убедиться?
— Стукните по борту молотком, — предлагает представитель завода. — Сильнее!
Громовые удары не оставляют на корпусе «Востока» ни малейших следов. Представители торговли заинтересованы. Беседа заканчивается оформлением заказа.
Спрос определяется иногда мелочами, на которые, казалось бы, мало кто обращает внимание. Заявок на «Крым» — одну из наиболее удачных по конструкции лодок — могло быть значительно больше, если бы сварочные швы были выполнены более аккуратно. Уродливое ветровое стекло на «Оке» может оказаться серьезной помехой для сбыта этих лодок.
Ярмарка предоставила судостроителям широчайшие возможности изучения спроса.
Что в первую очередь интересует покупателей? Цена (возможно более низкая), а затем комфорт и скорость (возможно более высокие). Это общеизвестно. Труднее установить, в каком соотношении друг к другу находятся данные требования. Выводы могут быть сделаны из непосредственных встреч представителей промышленности и торговли.
Вне конкуренции продолжает оставаться «Казанка» — самая дешевая лодка в своем классе. Хорошо расходится «Прогресс» — это уже дань комфорту. Ни та, ни другая лодка, кстати, на ярмарке представлена не была, по-видимому в связи с тем, что спрос на них значительно превышает предложение. Из тех, что можно было видеть в павильоне, обращал на себя внимание «Янтарь-3». Заводчане устроили ему неплохую рекламу. На одном из стендов в главном здании сообщалось, в частности, об успешном выступлении «Янтарей» на розыгрыше приза «Катеров и яхт» в Бирштонасе. По количеству сделанных на него заявок «Янтарь-3» занимает одно из лучших мест на ярмарке. Спрос, однако, мог быть значительно большим, если бы лодка была приспособлена для ночлега, иначе говоря, имела полностью съемные сиденья и тент.
Тот же недостаток у «МКМ». Эти лодки, кстати, были представлены на ярмарке в трех вариантах, разница между которыми, впрочем, выражалась только ценой. Почему лодка одной и той же конструкции может продаваться и за 370 и за 460 руб? Судостроители объясняют это различиями в условиях производства на предприятиях, выпускающих «МКМ». Покупателей такое объяснение не устраивает — свидетельством тому количество заявок, сделанных торговыми организациями на эти лодки.
Самые комфортабельные лодки из представленных на ярмарке — пластмассовая «Ладога» и легкосплавный «Крым». И та и другая имеют тент, дистанционное управление и другое оборудование. Первая, однако, стоит 1300 руб., а вторая 750. Примерно в обратной пропорции находится и количество сделанных на них заявок.
Высокая стоимость исходных материалов все-таки делает пластмассу неконкурентоспособной по сравнению с металлом. Химики обещают снизить цепы на стеклоткань и смолы, но только при условии, что их потребление многократно возрастет. Судостроители же не имеют возможность увеличить выпуск пластмассовых лодок, пока не будут снижены цепы па пластмассу. Получается заколдованный круг, из которого трудно найти выход.
Ближе к концу ярмарки в павильоне появился новый образец, который сразу же привлек всеобщее внимание. Прогулочная мотолодка «Нептун» выгодно отличалась от своих соседей прежде всего изящными формами, яркой окраской, наличием тента, дистанционного управления, мягких сидений. Корпус ее отформован из стеклопластика. Ничего сверхъестественного — обычная конструкция, обычное оборудование. Цена, кстати, тоже не выходит из установившихся пределов — около тысячи рублей сейчас и 900, может быть 850 руб. при крупносерийном производстве.
И все же торговые представители единодушно решили: пойдет и подтвердили это решение заявками.
По-видимому, с пластмассой дело иметь, хоть и трудно, но можно. Надо только реально мыслить. Кто, например, рискнет приобрести 1700-рублевый «Сарган», который, несмотря па «вой величественный вид, лишен элементарных удобств, необходимых даже для двух-трехнедельного похода. Это все-таки судно не для индивидуального пользования, а для турбаз, спортивных организаций и т. п. Мотолодка «Дракон», по размерам не уступающая «Саргану» (длина 4,68 м, ширина 1,8 м, пассажировместимость 6 человек), но Стоящая почти вдвое дешевле (860 руб.), также осталась вне внимания, прежде всего по той причине, что для туристских плаваний она не оборудована.
Если согласиться с тем, что точка зрения торговых организаций действительно отражает запросы покупателей, то остается сделать вывод: лодки для туризма нужно делать, конечно, по возможности более дешевыми (т. е. без каких бы то ни было излишеств, по самой экономичной технологии), но обязательно снабжать минимумом оборудования, необходимого для того, чтобы в них можно было устроиться на ночлег, укрыться от непогоды, иметь возможность управлять с переднего сиденья (как в автомобиле). Большинство потенциальных потребителей не умеет и пе хочет заниматься доделками промышленной продукции и это в общем-то их право, с которым нельзя не считаться.
А теперь о других отделах выставки. Наиболее обстоятельно оборудовал свой стенд Ржевский моторный завод. Оно и понятно: завод переходит на новую продукцию и, конечно, беспокоится о ее сбыте. Самым новым из ржевских моторов была 12,5-сильная «Москва», которая в ближайшем будущем заменит выпускающуюся в настоящее время 11-сильную модель. Самое интересное заключается, однако, не в том, что мотор прибавил в мощности, а в том, что цена его при этом снизилась с 220 до 200 руб. Любители водного туризма и спорта очевидно оценят это новаторство по достоинству, а вот что делать со старыми моторами? Этот вопрос беспокоит и завод, который еще какое-то время будет выпускать прежнюю модель, и торговые организации, имеющие некоторый избыток «Москвы-М». Решать тут нужно немедленно, чтобы избежать затоваривания и обеспечить переход к выпуску новой продукции с минимальными потерями.
25-сильную «Москву» с электрозапуском (и без него) ржевцы уже демонстрировали на гонках в Бирштонасе. Моторы пользуются спросом. Оформлены они на хорошем современном уровне. Будут ли они конкурентоспособны после того, как пойдут крупной серией 25- и 30-сильпые «Вихри», покажет время.
Ульяновский моторный завод представил на ярмарке все типы своих «Ветерков». Спрос на эти моторы пока неплохой, однако предпочтение все же отдается 12-сильной модели. Сказывается общее увлечение большими мощностями. Чтобы легкие моторы могли занять подобающее им место, нужны (это уже не раз говорилось) рассчитанные на них лодки, нужна реклама, которая бы разъясняла, когда и при каких обстоятельствах мощность в общем не так уж нужна (например, в случае запасного мотора, без которого даже в не очень дальнее плавание отправляться рискованно).
В общем зале можно было видеть и несколько лодочек, но качество их, как правило, оставляло желать лучшего.
Новокраматорский завод им. Ленина представил, например, пластмассовую (из полистирола) лодочку типа французского «Спортиака». Стоимость ее ориентировочно определена в 100 руб., а вот где она может найти наибольшее применение, плохо представляют, наверное, и те, кто ее проектировал (не говоря уже о торговле). Вместо надувного матраца? Дороговато, да и транспортировка усложняется. Французы, демонстрировавшие свою лодочку на выставке «Инрыбпром» в 1968 г., прилагали к ней и весла, и парус, и мотор. А новокраматорцы не позаботились даже о том, чтобы выпустить рекламные плакаты.
Харьковский завод торгового оборудования на свой страх н риск сделал 50-килограммовую мотолодочку, нечто вроде «Микрострекозы». Неизвестно, как увязана она с существующим типажем на лодки, обеспечивает ли она элементарную безопасность, (по виду этого не скажешь). О спросе на нее пока что тоже ничего не известно.
На ярмарке практически не были представлены предметы снабжения лодок, дельные вещи, спасательные принадлежности и т. п. Промышленность этим вопросом не занимается и, по-видимому, вообще имеет слабое представление о предмете. Убедиться в этом можно было, например, ознакомившись с образцом спасательного жилета, изготовленного киевлянами. Материал, из которого он пошит — нечто вроде серой байки — не отвечает самым элементарным требованиям к влагостойкости и окраске таких изделий. Человек в жилете, сделанном в Киеве, потеряется из виду за первой же волной.
Знакомство с товарами для водного туризма и спорта, представленными на ярмарке, дает основание сделать вывод о том, что промышленность еще плохо представляет интересы покупателей, недостаточно изучает имеющийся спрос. Выходом из этого положения является прежде всего установление более тесных контактов с потребителем и, конечно, торговлей, создание фирменных магазинов, выпуск качественной деловой рекламы.