Горечь испытываем мы, старые яхтсмены-бакинцы, сравнивая жизнь тех, о ком часто повествует сборник, со своею.
Лет тридцать назад наша Бакинская бухта, которую знатоки, хочется верить — справедливо, сравнивают с Неаполитанской, изобиловала парусами: «эмки», ботики, ялы, две «шестидесятки» («Светлана» и «Чайка») свободно бегали по волнам древнего Хазара, добираясь до устья Куры, до островов Артем, Булла, Дуванный. Сколько ребят, крепких и загорелых, учились побеждать стихию, становились настоящими моряками! В те годы стали яхтсменами и мы.
Где-то в 50-х годах наш спортивный флот стал чахнуть, гибнуть. Не только время и древесная гниль точили корпуса наших яхт. Не только непогода разыгрывала злые шутки. Самым страшным и зачастую совершенно непонятным было то, что некоторые недалекие деятели от спорта стали лишать наш флот причалов. Трудно стало жить в Бакинской бухте яхтсменам. Они начали мешать всем: и начальникам водных клубов (то-ли дело — байдарка! массовость!) и руководителям спортобществ (такие деньги! отсутствие массовости), водной милиции, капитану порта, общественным инспекторам портнадзора (ходят тут всякие! того и гляди — захотят тонуть или начнут браконьерничать) и т. д., и т. п. И осталось в бухте яхт совсем мало. На весь город в четырех коллективах, «культивирующих» парусный спорт, на ходу всего 18 судов (из них 10 швертботов, 7 «драконов» и один «звездник»).
Благодаря паломничеству в Пароходство на 1969 г. были выделены средства для приобретения яхт, однако верфи из-за перегрузки не приняли заказ и яхтсмены «Водника» так и остались с деньгами и мечтами у «разбитых корыт», ремонт которых в этом году проходил в условиях... реконструкции прибрежной полосы, когда яхт-клуб (дебаркадер) по мере продвижения бульдозеров перекочевывал с одного места на другое.
Но вот яхты все-таки на воде. Счастливого плавания! Но куда? Мы — яхтенные капитаны, рулевые I и II классов, наплававшие под парусами не одну сотню миль, не имеем даже права выйти из бухты!
Капитан порта рассылает циркуляр, запрещающий выход за пределы бухты и подход к расположенным в 12—15 км от берега пустующим островкам по причине «нахождения их за пределами акватории порта».
Пока мы писали это письмо, действительность нанесла еще один удар: городские власти запретили всем маломерным плавсредствам без разбору более чем на километр удаляться от береговой черты и выходить в море при ветре 5 баллов и волне выше 3 баллов. Мы тоже за порядок на воде, но мы категорически против распространения огульных запретов на спортсменов-парусников, которым необходимо отходить от берега.
Что делать? Может, кончать с парусным спортом? Или все-таки продолжать борьбу со стихиями? Считайте, что это письмо — сигнал бедствия!