Необходимость в таких правилах была вызвана значительным ростом популярности морского парусного спорта и океанских гонок, проводимых разными странами. Для участия в этих гонках яхты должны обмеряться по правилам данной страны, что не всегда обеспечивало равные шансы на успех для зарубежных яхтсменов, ибо суда, построенные по разным обмерным формулам, значительно отличаются друг от друга размерениями, обводами, ходовыми качествами, даже если их гоночный балл по данной формуле одинаков.
Новые международные правила обмера крейсерско-гоночных яхт, получившие название International Offschore Rules (IOR), в ноябре 1969 г. были утверждены на ежегодном собрании IYRU и уже в текущем году приняты RORC (Англия) для проводимых им гонок. А календарь RORC включает 16 гонок, привлекающих большое количество участников со всех континентов. Крейсерский клуб Америки (ОСА) объявил о том, что знаменитые Бермудские гонки этого года также будут проведены с обмером яхт по новым правилам. Североамериканский парусный союз (NAYRU), судя по статьям в американских журналах, склонен сделать эту формулу обязательной даже для малых соревнований внутри страны. Одобряют новые правила и немцы, считая, что новая формула дает хорошие шансы на успех их яхтам, построенным по KR-формуле.
Если учесть трудности, связанные с переобмером тысяч яхт по новой формуле, то положительная реакция большинства ведущих в парусном спорте стран, видимо, свидетельствует об определенных достоинствах новых правил.
Что нового в этих правилах? Коротко можно сказать, что в основу их положены правила двух яхт-клубов: для обмера корпуса — правила RORC, а для обмера парусов — правила ССА1, конечно, улучшенные.
Обмерный балл по новым правилам вычисляется по формуле:
и затем корректируется в гоночный балл:
где L, В, S, D — обмерные длина, ширина, площадь парусности и глубина трюма; DC и FC — поправки па осадку и на высоту борта; EPF — поправка на двигатель и гребной винт; CGF — поправка на положение центра тяжести.
Обмерная длина вычисляется, как и по правилам RORC. в результате обмера корпуса и определения положения носовых и кормовых сечений охватов с периметрами 3/4, 7/8, 1/2 и 3/4В. Более сложные формулы для поправок на длину свесов FOC и АОС, как полагают, должны заставить конструкторов отойти от слишком зауженных оконечностей, характерных для яхт, построенных по правилам RORC в последние годы. Для этого сейчас вводится также дополнительный обмер ширины по палубе в сечениях охватов.
Ширина яхты В обмеряется на расстоянии 1/6 Вmax от верхней кромки борта, а не на половине высоты борта, как в RCRC.
Введены характерные для ССА величины базового надводного борта:
и базовой осадки:
а отклонения фактических величин на обмеряемой яхте в ту или иную сторону учитываются положительной или отрицательной поправкой к обмерному баллу.
Вместо поправки на остойчивость, которая по правилам RORC вычислялась по весу конструкции корпуса, отнесенному к 1 м2 обшивки и палубы, весу вспомогательного двигателя, а также в зависимости от материала фальшкиля и мачты, теперь определяется удельный восстанавливающий момент яхты. т. е. величина, более полно характеризующая фактическую остойчивость. Для этого делается простейший опыт кренования — яхта накренивается на 1—2° с помощью груза весом W, помещенного на расстояние WD от диаметральной плоскости. По отклонению FD отвеса длиной PL определяется точная величина крена. А удельный восстанавливающий момент на 1° крена вычисляется по формуле:
Сравнивая теперь эту фактическую остойчивость яхты с ее размерами:
определяют поправку CGF на положение центра тяжести.
Новым является и учет установки вспомогательного двигателя (поправка EPF). Принимается во внимание не только его вес, но и момент относительно середины длины LBG, который сильно влияет на килевую качку яхты и соответствующий прирост сопротивления воды. Сопротивление гребного винта учитывается в зависимости от его диаметра и ширины лопастей, типа установки (в вырезе ахтерштевня, с выступающим валом и т. п.), типа винта (жесткий, ВРШ, складной), его углубления и размеров яхты.
Обмер парусов почти без изменений принят по методике, предусмотренной правилами ССА. Обмерная площадь переднего парусного треугольника RSAF рассчитывается с учетом величины захода генуэзского стакселя за мачту (первая часть формулы) и его удлинения (вторая часть).
Здесь IC и JC — обмерные высота н основание переднего треугольника с поправками; LP — перпендикуляр, опущенный из шкотового угла стакселя на штаг (или 1.5J, — что больше).
Поправки к обмерной высоте J вводятся в случае превышения длины боковых шкаторин спинакера размера:
и крепления пятки гика на мачте выше 0,25 I.
Поправка к основанию треугольника вводится при превышении установленной длины спинакер-гика или ширины спинакера. Анализ формулы показывает, что площадь заходящей за мачту части стакселя учитывается не на 100%, а частично.
Например, при LP=1,5J в обмерную площадь входит только 73%. Таким образом более объективно оценивается эффективность широких стакселей, которая преувеличивалась в правилах RORC.
При обмере площади грота предполагается, что его аэродинамическая эффективность на 35% ниже, чем у стакселя.
Здесь ЕС и PC — длины нижней и передней шкаторин грота (измеряется, как и прежде, по рангоуту) с поправками; вторая часть формулы учитывает удлинение. Характер поправок и ограничений по вооружению такой же, как и в RORC.
Поправка времени определяется по формуле:
(балл — в метрах). Установлено пять стартовых групп, в зависимости от гоночного балла, рассчитанного по новой формуле: класс I с баллом 33÷70 футов (10,06÷21,33 м); класс II — 29÷33 фута (8,84÷10,05 м); класс III — 25,5÷29 футов (7,78÷8,83 м); класс IV — 23÷25,5 фута (7,02÷7,77 м); класс V — 21÷23 фута (6,4÷7 м).
Полный текст правил подготавливается к выпуску Федерацией парусного спорта СССР.
Примечание
1. Общее представление о правилах RORC и ССА можно получить по книге «Школа яхтенного капитана» («ФиО, 1964 г.), а также по статьям в №4 (1965 г.) и №14 (1968 г.) выпусках сборника.