По огромной территории нашего Приморского края протекает множество больших и малых рек, большинство из них рождается в горах хребта Сихоте-Алинь и потому имеет быстрое течение. Глубина рек в зависимости от количества выпавших осадков изменяется очень сильно; в засушливые годы они мелеют, на них образуются многочисленные перекаты. Ширина большинства местных рек не превышает 200—300 м. С учетом природных условий края лодки на наших реках строятся легкими на ходу, мелкосидящими, с хорошей поворотливостью, чтобы можно было на веслах подниматься против течения и преодолевать перекаты. Выработанный практикой нескольких поколений и получивший самое широкое распространение тип лодки — плоскодонный дощаник — в основном удовлетворяет всем предъявляемым требованиям.
Такие лодки строятся различных размеров — длиной от 3,0 до 8,0 м, шириной от 0,8 до 2 м при высоте борта от 0,4 до 0,7 м. Характерными их чертами являются транцевые нос и корма, значительная седловатость борта и продольная погибь киля.
Лодки строятся из кедровых досок: обшивка бортов выполняется внакрой, днища — вгладь. На более крупных лодках устанавливаются моторы или даже стационарные двигатели.
Лодки-дощаники широко используются как для рыбной ловли, охоты и разъездов, так и для хозяйственных нужд. Например, колхозы и совхозы строят такие лодки самых больших размеров для перевозки сена и других грузов. А в местных санаториях, пионерских лагерях и домах отдыха, расположенных на реках, можно видеть легкие на ходу малые дощаники, используемые для прогулок и отдыха на воде.