После опубликования в сборнике статей об организации причалов — см. №14, №21 — в редакцию продолжают поступать отклики читателей, в которых они делятся своими заботами, просят совета, интересуются имеющимся положительным опытом. К сожалению, до сих пор организации, на которые Постановлением СМ СССР возложена разработка типовых проектов береговых баз и лодочных причалов (прежде всего Госстрой СССР), не выполнили своих обязательств. В большинстве случаев заботиться об организации стоянок по-прежнему приходится самим владельцам лодок. Публикуемое ниже сообщение о причале, оборудованном в Запорожье силами общественности, представляет интерес с точки зрения удачного использования строительных и промышленных отходов для благоустройства стоянки, разумного выбора места ее расположения и т. п.
Владельцев моторных лодок в Запорожье насчитывается около 18000, и плановое строительство причалов далеко не удовлетворяет спроса на места стоянок. Оборудованием их вынуждены заниматься сами любители отдыха на воде.
Вот, например, какова история возникновения одного из лучших теперь причалов у моста через Днепр на остров Хортицу. Когда строился мост, рядом с местом его сооружения открыли карьер. По окончании строительства карьер был заброшен, начал заболачиваться и быть бы ему засыпанным, если бы этому не помешали три десятка владельцев лодок, которые решили оборудовать здесь причал. Спланировали места стоянок, прорыли выход в реку. Вскоре к ним присоединились и другие лодочники.
Это было в 1964 г., а через три года в карьере стояло уже 114 лодок. Решением горисполкома причал был передан в ведение городского комбината бытовых услуг. Сейчас здесь у благоустроенных семи пирсов стоит более 500 лодок. Выход из озера в Днепр расширен, через него перекинут мостик для пешеходов.
Самое же примечательное — лодки у пирсов стоят с моторами, веслами, с бачками для горючего, а в багажнике хранятся спасательные средства, инструмент. Владельцам лодок не приходится на руках носить тяжелые подвесные моторы, весла, горючее, терять время на экипировку лодки. Пришел человек с семьей, снял чехол с мотора, завел его и покатил по реке, а приехав с прогулки, причалил к пирсу, закрепил корму к растяжке и пошел домой. Зимой лодки хранятся на стеллажах из металлических труб. На специальной площадке установлен навес на каркасе, а под ним стенды и столы для опробования и ремонта моторов. Берега причала облицованы железобетонными плитами, на площадках дорожки из тех же плит. В центре участка — домик с кабинетом начальника причала и комнатой счетовода. Для сторожей сооружена большая будка с широкими окнами. Весь причал электрифицирован, подведена водопроводная линия, установлены бензоколонка, автомат с газированной водой, есть красный уголок, где можно почитать газеты, журналы, на территории разбиты цветочные клумбы.
Все, что есть на причале, сделано силами самих лодочников, на общественных началах.
Для засыпки заболоченных берегов озера были использованы грунт и строительные отходы, которые обычно вывозятся за город со строек.
Домостроительные комбинаты выбрасывают непригодные для сооружения домов бетонные плиты и перекрытия и вывозят их на свалку, за город. Почему не использовать эти отходы производства? Работники и члены Совета причала договорились с водителями автомашин, и десятки плит, имевших небольшие повреждения, были доставлены не на свалку, а к новой стоянке. Владельцы лодок своими силами облицовали плитками берег. Пирсы и стеллажи были изготовлены из металлолома, выбракованных труб паровых котлов.
Дел предстоит еще немало. Сейчас на причале стоит 506 моторных лодок и катеров, а вообще на озере их может разместиться 2500—3000. Это будет удобная, безопасная и никому не мешающая стоянка. Расположена она вдали от судового хода в месте, защищенном от ледохода и ветров. Да и сообщение с городом удобное — рядом проходят две троллейбусных и одна автобусная линии.