Статьи по гидродинамике и обводам современных морских саней — тримаранов, помещенные в №23, вызвали большой интерес читателей. За прошедший сезон уже многие любители смогли опробовать качества тримаранов: кроме нескольких десятков «Кайманов», построенных и испытанных в разных районах страны, вышли на воду и другие суда подобного типа.
В Ленинграде, например, можно было видеть интересный тримаран с повышенной килеватостью днища конструкции м. с. В. Вейнберга (его проект мы представим в одном из первых номеров сборника следующего года). Испытания под двумя 40-сильными подвесными моторами другого тримарана — воднолыжного буксировщика, построенного на Ленинградском экспериментальном заводе спортивного судостроения, дали конструкторам материал для разработки нового проекта уже со стационарным двигателем «ЗМЗ» мощностью 110 л. с. Появились и первые тримараны с комфортабельными каютами.
В №23 сборника был опубликован проект мотолодки «Кайман». Он понравился мне тем, что лодки этого типа более приспособлены к эксплуатации на волнении. А для меня это очень важно, так как по роду работы (я ихтиолог — аспирант Казанского университeтa) мне часто приходится выезжать «в поле» — на Куйбышевское водохранилище.
Трудились мы вдвоем с А. В. Кудиновым почти весь май с утра до вечера. В основном все делали по проекту, но кое-что внесли свое. Например, отказались от предложенной компоновки и вернулись к традиционной — кокпит получается более просторным.
Длину сделали побольше — 3,8 м за счет увеличения шпации. Транец раскрепили по центру кницей δ=40 мм, продленной до шп. 4, а кроме того поставили две косынки из бак-фанеры δ=7 мм на бортовые стрингера. Рейку тоннеля в носу выклеивали из двух половинной толщины, что значительно упростило ее изгибание.
Обшивка выполнена из тонкой (3 мм) фанеры с оклейкой одним слоем стеклоткани снаружи и усилением 40-миллиметровым слоем пенопласта изнутри (пайолы из тонкой фанеры уложены прямо на пенопласт). Вес корпуса получился около 90 кг.
Лодка используется с подвесным мотором «Вихрь». Скорость на мерной миле не замерялась, но при прочих равных условиях наш «Кайман» даже с ограничительной шайбой на карбюраторе двигателя свободно обходит «Казанку»; с одним человеком на борту скорость, очевидно, превышает 40 км/час. Брызг очень мало. При движении на полной скорости лодка выглядит очень красиво; к сожалению, фото на ходу пока не получилось. На волнении лодка очень устойчива, можно двигаться под любым углом по отношению к ветру и бегу волн. В кокпите сухо даже тогда, когда на «Казанках» люди приезжают совершенно мокрые.
Приходилось выходить и в сильный ветер, когда на других лодках плавать не решаются. И даже тогда наш «Кайман» оставался сухим. Увеличение загрузки (4—5 человек) мало влияет на скорость (мало — по сравнению опять же с «Казанкой»).
При плаваниях в одиночку особенно — в сильный ветер очень помогает простейшее дистанционное управление, сделанное по типу описанного в одном из номеров сборника. Внутри лыжной палки — румпеля проходит боуденовский тросик управления.
Одним словом — проект «Каймана» удачный. Лодка понравилась многим казанским любителям. Сейчас решили строить алюминиевые «Кайманы», увеличив длину до 4 м.