Удивляться было нечему. Просто мы не обратили внимания на дополнительный индекс "А" в названиях моделей. Казалось бы, мелочь, но отличие от уже испытанных лодок оказалось более чем существенным. Дело в том, что "N450A", "N420A" и "N360A" — это не привычные разборные "Кайманы", а РИБы, да еще и со сварным алюминиевым корпусом, а с прототипами их роднят только типовые надувные баллоны.
Основные характеристики мотолодок "Кайман" серии "А" (РИБ)
"N360A" | "N420A" | "N450A" | |
Длина наибольшая, м | 3.60 | 4.20 | 4.50 |
Ширина наибольшая, м | 1.75 | 2.00 | 2.00 |
Длина кокпита, м | 2.55 | 3.05 | 3.35 |
Диаметр баллона, м | 0.47 | 0.52 | 0.52 |
Вес, кг | 100 | 140 | 180 |
Количество отсеков баллона, шт. 3 | 4 | 4 | |
Пассажировместимость, чел. | 5 | 6 | 6-7 |
Грузоподъемность, кг | 600 | 800 | 850 |
Рекомендуемая мощность ПМ, л.с. 15-20 | 25-30 | 25-35 |
Для компании "Мнев и К" это уже не первый опыт создания серийных надувных лодок с жестким алюминиевым днищем. Пару лет назад, к примеру, редакционной тест-группе довелось испытывать РИБы семейства "Танго", выпускаемые совместно с ГУП "Адмиралтейские верфи" (см. №170). "Кайманы" с индексом "А" — тоже плод совместной деятельности, на сей раз с ЗАО "Спасатель". Название этой фирмы, наверное, мало что скажет постоянным читателям "КиЯ", поэтому уточню, что и конструкторские разработки, и технологический процесс в ней находятся под контролем Вячеслава и Игоря Чупайло — постоянных авторов журнала, имеющих многолетний опыт работы с АМг.
Новый разработчик и производитель жесткого корпуса — это и новая конструкторская концепция, во многом отличающаяся от той, что легла в свое время в основу "Танго". Первые опытные образцы "алюминиевых" "Кайманов" появились еще в прошлом сезоне и практически сразу подтвердили свою жизнеспособность. Достаточно сказать, что на прототипе "N450A" было завоевано 2-е место в суточной гонке "24 часа Санкт-Петербурга". Так что решение запустить новые лодки в серию было взвешенным и продуманным, что лишний раз подтвердили результаты как сертификационных испытаний лаборатории НИИ "Лот", так и потребительского теста "КиЯ".
На берегу
Транспортировка. К месту испытаний все три лодки были доставлены на трейлерах, причем буксировали их не могучие импортные внедорожники, а обычные "Жигули". Чтобы "сбросить" с трейлера на землю даже самый большой "450-й" вместе с мотором, полностью заправленным баком и всем дополнительным оборудованием, достаточно усилий всего двух человек. Стоп, скажете вы. Почему на землю? И неужели и вправду только вдвоем?
Да, можно было бы осуществить спуск на воду и обычным способом — при помощи автомобиля, подавая его задним ходом вместе с трейлером и лодкой вниз по бетонному слипу, но я сразу углядел укрепленные на транцах предоставленных на тест лодок откидные колеса с пневматическими шинами. Приспособление хоть и крайне простое, но весьма полезное! Используя это "шасси", я в одиночку, без всякой посторонней помощи откатил 180-килограммовый "N450А" с увесистой четырехтактной "Хондой" к воде.
Алюминиевая "броня". Тем, кто не очень разбирается в зоологии, напомню, что кайман относится к отряду крокодилов. Как утверждают в своих мемуарах те искатели приключений, что сумели после встречи с ним остаться в живых, этот водный житель покрыт такой броней, что ее не всякой пулей проймешь. В полной мере это утверждение можно отнести и к "Кайману" с индексом "А".
О плюсах металлического корпуса говорилось уже не раз, так что повторяться не буду. На мелководных водоемах, где есть постоянный риск напороться на валун или подводную скалу, тот же стеклопластик долго не живет, и преимущества АМг бесспорны. Но есть у сварного корпуса и столь же бесспорный минус — выглядит он не особо эстетично (крокодилы, правда, тоже красотой не блещут). Недаром конструкторы и дизайнеры обычно стараются хоть чем-то замаскировать металл, чтоб не бросались в глаза толстые сварные швы и "прихватки" — как правило, для этой цели используется пластик.
РИБ в этом смысле — настоящая находка. Наличие толстого надувного баллона позволяет примирить и эстетов, и ценителей прочности и надежности. Несокрушимый, но малопривлекательный на вид сварной корпус надежно прикрыт от постороннего взгляда, так что не всякий догадается, что лодка на самом-то деле алюминиевая.
Создатели "жесткой" серии "Каймана" пошли еще дальше — внутреннее пространство кокпита тоже облагорожено: на "N420A" — листами термопласта ABS и фанерой пайола, на "N360A" — целиковой стеклопластиковой секцией, вставленной в металлический корпус. И красиво, и за острую металлическую кромку не зацепишься.
"Днище" или "корпус"? Обычно об интерьере кокпита РИБа сказать особо нечего, поскольку наиболее значимой его деталью является все тот же надувной баллон. Но новая серия и тут оказалась исключением из общих правил.
Называть жесткий корпус любого из новых "Кайманов" привычным словом "днище" не поворачивается язык — это действительно корпус, отдельная самостоятельная лодка, на которой можно ходить, даже если вовсе снять надувной баллон (кстати, баллоны тут и впрямь съемные, крепящиеся на соединении "ликтрос-ликпаз"). На относительно компактных РИБах столь высокобортный жесткий корпус встречается довольно редко, и в преимуществах подобной схемы я убедился очень скоро — когда начались сертификационные испытания.
На воде
Сертификация. Когда все три лодки оказались на воде, командование взяли на себя сотрудники испытательной лаборатории НИИ "Лот". Результаты испытаний явно произвели впечатление даже на этих видавших виды специалистов. Несмотря на значительную килеватость корпусов, на один из бортов можно запросто посадить весь паспортный экипаж — и крен, и высота надводного борта остаются в пределах нормы, причем с приличным запасом.
Наиболее эффектным номером сертификационной программы оказалась та часть испытаний, где полагается полностью выпустить воздух из одной из наиболее вместительных секций надувного баллона. С полной паспортной нагрузкой и полностью спущенным левым баллоном крен у всех трех лодок не превышал 1 (одного) градуса! Высокобортный жесткий корпус "не заметил потери бойца", прекрасно держась на воде за счет собственного объема. Да, потопить эту лодку удастся только в том случае, если полностью оторвать от нее баллон, а высокобортный корпус залить водой из брандспойта — ситуация в повседневной жизни практически нереальная.
Налегке. Сразу после положенной для сертификации "статики" (испытаний у причала) мы перешли к "динамике". Учитывая недостаток времени — тест проводился буквально перед самой сдачей этого номера "КиЯ" в печать — мы решили ограничиться "360-й" и "420-й" моделями. Тем более что с самой крупной лодкой "алюминиевого" семейства "Кайманов", "450й", я уже так и так встречался на трассе гонки "24 часа Санкт-Петербурга". Гонялись мы в разных классах, но по профессиональной испытательской привычке я не мог не отметить, что эта достаточно компактная лодка неплохо справляется с крутой невской волной — даже по сравнению с более крупным "Кондором-480 De Luxe" команды "КиЯ".
Нет смысла скрывать, что автор этих строк относится к "спортивной" фракции тест-группы "КиЯ". В рыбалке я смыслю не особо, вещей в плавание стараюсь брать самый минимум... Главное — это погонять от души, набраться адреналина. Поэтому обе лодки — и "360я", и "420-я" — поначалу меня несколько разочаровали. Чтобы выйти на глиссирование, приходилось привставать из-за руля и наваливаться на консоль всем своим весом под натужный вой мотора. Выйдя на глиссирование и разогнавшись до 42 км/ч, "360-я" с 15сильным мотором вела себя степенно и прогнозируемо. А вот "420-я" с мотором мощностью 40 л.с., преодолев (не без моей помощи) "горб сопротивления" — после чего последовало буквально "пушечное" ускорение — некоторую проблемность поведения сохранила: принялась дельфинировать, а на скорости выше 55 км/ч — зарыскивать. Максимальное "занутрение" мотора желаемых улучшений не принесло. Разогнаться мне удалось до 62 км/ч, но чувствовал я себя при этом не очень комфортно. Зато на крутой волне, разведенной катером сопровождения, обе лодки вели себя идеально, мягко разрезая водяные холмы: как я ни старался, совершить "подлет" не удалось, винт ни разу не вышел из воды — сказалась значительная ки-леватость днища, сохраняющаяся практически неизменной по всей длине корпуса.
Думается, что проблему выхода на глиссирование с одним водителем можно было бы легко решить, переставив консоль управления ближе к миделю — на обеих испытанных лодках они располагались в самой корме. А что касается некоторых трудностей с управлением "420-й" на высоких скоростях... На мой взгляд, для 4.2-метровой лодки с одним водителем 40 л.с. — это все-таки перебор (инструкция рекомендует 25-30 л.с.). Со стороны хорошо видно, что килеватая лодки идет при этом на ближних к килю продольных реданах и практически целиком зависает над водой.
В грузу. Но РИБы созданы все же не для того, чтобы кататься на них в одиночку — особенно металлические. Более распространенная ситуация — это 2-4 человека в кокпите плюс груз. Как только в "420-й" оказался пассажир весом более 100 кг, я словно оказался в совсем другой лодке — дельфинирования и зарыскиваний как не бывало. Скорость на полном газу составила 55 км/ч, и удивительное дело — точно такой же результат был достигнут и с еще одним далеко не худеньким пассажиром! А вот "360-ю" с 15-сильным мотором и все тем же экипажем из трех человек общим весом около 300 кг вывести на глиссирование так и не удалось.
"360-я" проходит повороты со стабильным неглубоким креном, а если повернуть покруче, переходит в плавное управляемое скольжение, сохраняя величину крена. "420-я" в плавном повороте кренится несколько заметней, а при резком маневре, особенно с малой нагрузкой, способна выпрямиться на ровный киль, сохраняя траекторию.
Краткие выводы
В общем и целом результаты и сертификационных, и потребительских испытаний подтвердили правильность заложенных конструкторами установок. Главными положительными качествами серии "А" являются высокая безопасность и мореходность: и надувной баллон, и высокобортный жесткий корпус выполняют здесь равноценные функции в обеспечении плавучести, алюминиевое днище не боится подводных камней и необорудованного берега, а его килеватые обводы позволяют на значительной скорости мягко преодолевать волну и с малой, и с большой нагрузкой. Съемный баллон — тоже серьезный плюс: как с точки зрения хранения, так и ремонтопригодности.
К числу недостатков я бы отнес чувствительность лодок серии к продольной центровке, особенно заметно проявляющуюся при малой нагрузке. Правда, за счет перестановки банок, перемещающихся на продольных направляющих, можно без проблем разместить пассажиров и груз таким образом, чтобы обеспечить наиболее выгодный ходовой дифферент.
Лодки выпускаются в разной комплектации — и "хозяйственной", рассчитанной на румпельное управление, и консольной, причем консоли можно заказать и "спартанские", как на испытанных лодках, и более эстетичные пластиковые. В качестве опции любую из лодок можно укомплектовать тентом-палаткой.