Основные данные мотолодки "Альянс"
Длина наиб., м | 5.8 |
Ширина наиб., м | 2.2 |
Высота борта, м | 0.95 |
Масса корпуса, кг | 650 |
Килеватость на транце, град. | 20 |
Запас топлива, л | 130 |
Пассажировместимость, чел. | 5 |
Тем ценнее инициатива Дмитровского филиала НПО "Спецтехника и связь" при российском МВД, который предложил широкому потребителю свою новую разработку — мотолодку "Альянс" со сварным корпусом из алюминиево-магниевого сплава. Судно было спроектировано конструктором Вячеславом Крикуновым, одним из авторов известных проектов ЦКБ "Нептун", к которым относится, например, каютная мотолодка "Москва-2". С опытным образцом лодки, которая предназначается для использования в подразделениях водной милиции, мы получили возможность познакомиться в один из июньских дней в акватории дельты Невы. К сожалению, изготовители не успели представить ее на Петербургской бот-шоу, где она наверняка стала бы одним из самых интересных экспонатов.
Надежность спецтехники
С первого взгляда было ясно, что мы имеем дело с судном, построенным профессионалами. Линии корпуса и рубки не грешат такой знакомой по отечественным опытным разработкам извилистостью, кромки листов обшивки, панелей и стекол рубки аккуратно обработаны либо спрятаны под декоративные профили. Борт выглядит почти идеально — некрашеная серебристая поверхность лишена явных дефектов (только небольшой плоский участок борта у самого транца немного "утянуло" при сварке), сами сварные швы не бросаются в глаза. По рифленому настилу пайолов пробираемся вместе с конструктором внутрь рубки, где он без утайки рассказывает об особенностях конструкции корпуса. Расположение деталей набора сходно с финским аналогом "Buster": те же жесткие "призмы" по бортам и продольные ребра жесткости, на которые опираются проваренные по всем точкам стыка короткие шпангоуты, при этом обшивка днища и борта имеет толщину целых 5 мм! Вот чем объясняется хороший внешний вид последнего. Вдобавок все корпусные детали изготовлены с применением технологии лазерного раскроя. Килевая линия усилена по всей длине вваркой 60-мм трубы. Толщина листов рубки поменьше корпусных — 2 мм, но грамотное исполнение с применением штампованных элементов и профильных накладок позволяет добиться добротного внешнего вида без трудноустранимых сварочных деформаций.
Внутренние поверхности рубки оклеены серым ворсистым ковролином; интерьер лодки "теплый". Стекла изготовлены из стойкого к износу поликарбоната, установлены на герметик без каких-либо окантовочных профилей, поэтому окна выглядят стильными и легкими, а в рубке при этом очень светло. Высота над диванами внутри нее, пожалуй, даже избыточна (1050 мм), в серийных изделиях ее можно без опасений уменьшить на 8-10 см, это заодно улучшило бы и внешний вид лодки, силуэт которой сейчас смотрится несколько непропорциональным из-за увеличенного соотношения высот надстройки и борта. Побортные проходы на нос достаточно широки, но в рубке есть еще и прозрачный форлюк из того же поликарбоната на мягком резиновом уплотнении по кромке выреза. Высота пайола под крышей не сильно разнится со съемным настилом кокпита — меньше риска споткнуться, проходя внутрь через невысокий комингс.
Оборудование кокпита обычное для лодок подобной конструкции — пара складных поворотных кресел перед стенкой каюты и кормовой диван, под которым открывается доступ в трюм. В трюме — стационарный топливный бак, аккумулятор, электрическая отливная помпа. Кокпит несамоотливной, дождевая вода стекает вниз, откуда должна удаляться помпой. Перед креслами прямо к стенке рубки приварены удобные подножки, компенсирующие седокам неудобства высокой посадки. Над кокпитом можно установить тент, стальные нержавеющие дуги которого надежно закрепляются на планшире "по-походному" и позволяют использовать их в качестве релинга. Длинный релинг проходит от планширя вокруг ветрового стекла на крыше рубки, над ней размещена отдельная трубчатая конструкция аналогичного назначения, за которую можно держаться при проходе вдоль борта. Впрочем, перекладина релинга над самым форлюком явно мешает, было бы разумнее замкнуть его контур подальше на носовой палубе либо 01 1устить поперечину вниз. Завершает стандартный набор палубного оборудования кормовая сварная арка с ходовыми огнями и всегда очень полезный откидной транцевый трапик.
Пробивая волны
На воды Большой Невы мы вышли с двойной нагрузкой —десять человек в кокпите вместо полагающихся пяти. На ходовые качества этот факт почти не оказал какого-либо отрицательного влияния. Двухтактный "Johnson" в 150 сил с винтом шагом 21 дюйм разогнал судно до 65-66 км/ч, при этом гидродинамическое качество сильнокилеватого корпуса, как показал последующий расчет, превысило шесть. На полном ходу (5500 об/мин) по обычной нашей волне в 0.3-0.6 м качка была, пожалуй, излишне резкой даже при столь высокой нагрузке, да и показанная скорость для таких условий очевидно избыточна. С нагрузкой же в два человека максимальная скорость составила только 76 км/ч. Столь скромный прирост скорости с уменьшением нагрузки свидетельствует, скорее всего, об излишне носовой центровке на полном ходу в "полупустом" состоянии, зато выход на глиссирование при этом произошел уже на 2500 об/мин. На крейсерской скорости около 60 км/ч поведение лодки значительно улучшилось, она показала хорошую маневренность. 11овороты диаметром в три-четыре длины корпуса не сопровождались забрызгиванием и прохватами воздуха, только успевай хвататься за релинг — передние сиденья в кокпите приходятся почти вровень с планширем. Попробовавший лодку до нас на волнах Финского залива опытный конструктор Борис Ершов сообщил, что вела она себя там вполне достойно, хорошо управлялась, хотя и проявляла избыточную склонность к бортовой качке, объясняемую высокой рубкой, и, соответственно, излишне высокой посадкой водителя и пассажира рядом с ним.
Но на то он и опытный образец, чтобы быть в чем-то несовершенным. Некоторые недочеты не позволили бы нам выставить лодке высший балл качества, будь она представлена на "мерной миле". Для успешной реализации лодки частному потребителю стоило бы уделить особое внимание качеству оборудования и дельных вещей: заменить составное ветровое стекло на гнутое, избавиться от угловатых сварных стыков в релинге, обязательно заполнить пенополиуретаном бортовые "призмы". Возможно, решение удалять воду из кокпита исключительно с помощью трюмной электрической помпы не самое надежное. Для безопасности рядового владельца следовало бы также ограничить мощность мотора до 120-125 л.с. Но те из ценных и востребованных качеств судна, которые мы обнаружили при кратком знакомстве — добротность конструкции, качественное исполнение корпуса, хорошие ходовые качества при довольно умеренной планируемой цене в 15 тыс. условных единиц за полностью укомплектованную мотолодку без мотора — делают "Альянс" желанным и конкурентоспособным гостем на российском рынке.