Основные данные катамарана "Gemini ZapCat ZX-1"
Длина, м | 4.1 |
Ширина, м | 2.02 |
Сухой вес, кг | 80 |
Высота транца, м | 0.38 |
Мощность ПМ. л.с.: | |
- максимальная | 70 |
- рекомендуемая | 50 |
Надувные баллоны: | |
- материал | ПВХ |
- плотность, г/м2 | 1100 |
- диаметр, м | 50 |
- кол-во отсеков | 4+2 |
Пассажировместимость, чел. | 5 |
Цена, долл | 4449 |
Испытатели "КиЯ" тоже не чужды скорости и спортивному азарту, поэтому предложение опробовать "ZapCat" в деле было воспринято с энтузиазмом. Испытания мы провели в два этапа, чтобы обеспечить максимальное разнообразие условий — от предштормовой погоды с резкими шквалами и высокой волной до практически гладкой воды и легкого бриза.
Под знаком близнецов
"Gemini" в переводе с латыни — "близнецы". Не правда ли, хорошее название для фирмы, которая большую часть своих судов строит по катамаранной схеме! Достоинства катамарана давно оценили в первую очередь гонщики: это и высокая маневренность, позволяющая закладывать крутые повороты на максимальной скорости, и образующаяся в пространстве межкорпусного тоннеля "воздушная подушка" — двухкорпусник буквально летит над водой, едва касаясь ее кормовыми оконечностями спонсонов. Недаром королева водно-моторного спорта — "Формула-1"—базируется исключительно на катамаранных корпусах.
"ZapCat" может по праву считать себя ее близким родственником, поскольку все основные принципы гоночного катамарана реализованы здесь в полной мере — длинные килеватые корпуса, "мост" с носовым обтекателем, обеспечивающий аэродинамическую разгрузку на ходу... Конструкция у него, конечно, попроще, и если проводить автомобильные параллели, то это скорее не "формульный" болид, а карт. Главное же отличие "ZapCat" от прочих гоночных катамаранов в том, что корпуса у него надувные.
Килеватость их обеспечивается дополнительными баллонами меньшего диаметра, упрятанными в узкие профилированные "карманы" на днищевых поверхностях основных спонсонов. Наряду с надувными корпусами "раму" моста образуют вклеенные в них носовой "шпангоут" с пластиковым обтекателем и транцевая секция из алюминиевого профиля. Окончательную жесткость конструкции придает трехсекционный пластиковый пайол толщиной около 15 мм, устанавливаемый враспор между спонсонами. Между собой секции соединяются алюминиевыми "замками" и заводятся в канавки накладок из ПВХ, приклеенных к внутренним поверхностям баллонов.
В принципе, все это позволяет отнести "ZapCat" к категории если не разборных, то, по крайней мере, складных лодок. По словам представителей "Баджера", с первой сборкой катамарана они провозились около двух часов, но с приобретением навыка на это стало уходить вдвое меньше времени. Правда, тогда на лодке еще не было установлено дистанционное управление, снимать и ставить которое тоже не так-то просто. Владелец "ZapCat" наверняка остановится на "сезонной" сборке-разборке — на зиму объемистый пакет можно пристроить в обычном гараже по соседству с машиной.
Кстати, монотипы "ZapCat", участвующие в гонках на прибойной волне, управляются обычным румпелем, а экипаж состоит из двух человек — пилота и... Нет, не пассажира, а полноправного члена экипажа, на которого возлагаются примерно такие же обязанности, что на колясочника в мотокроссе — перемещением собственного веса регулировать крен и дифферент, оперативно отрабатывая "ухабы". Для гонок наличие такого помощника определено правилами, но в обыденной жизни наверняка найдется немало желающих "прохватить" на "ZapCat" в одиночку, а вот тут-то по причине некоторых его особенностей управиться с румпелем непросто. Именно это побудило специалистов "Баджера" оборудовать катамаран дистанционным управлением, окончательно превратив его в некое подобие "водного карта".
Полет нормальный
С погодой на первом этапе испытаний нам повезло — скорость ветра, дувшего из-под грозовых туч, достигала 10-12 м/с, на просторе Финского залива вспыхивали и гасли белые барашки. Более-менее тихую воду не удалось найти и в относительно прикрытой от ветра Малой Неве — даже здесь гуляла волна 0.3-0.5 м высотой. Скорее за руль!
Посадка водителя — самая что ни на есть картингисгская. Ковшеобразное пластиковое сиденьице установлено прямо на пайоле безо всякого возвышения, и устраиваешься на нем, по-кукольному выставив ноги вперед. На поперечной балке — крошечная "баранка" и тахометр, справа — стандартная рукоятка газа-реверса, которой оставлена только функция переключения передач: в силу ряда причин, о которых чуть ниже, газ по-спортивному управляется педалью.
Отклик на педаль поразительный — "ZapCat" буквально выстреливает вперед. Кормового дифферента нет и в помине, и определить момент начала глиссирования практически невозможно. При виде катящих навстречу волн, которые кажутся еще выше из-за низкой посадки, поначалу возникает инстинктивное стремление сбросить газ, но сразу понимаешь, что это ни к чему, и выжимаешь педаль до упора. Катамаран буквально летит над волнами, не испытывая жестких ударов — только когда высота их достигает полуметра, на полном ходу начинает потряхивать.
А между тем берег продолжает улетать назад, и за выходными буями фарватера волны на глазах становятся все выше и круче. Вдобавок, навстречу налетает шквал, подернувший их склоны серой рябью. Те, кто гонялись на катамаранах, наверняка уже поняли, к чему это привело — встречный ветер выдернул "ZapCat" из волы, словно пушинку. Хорошо, что под ногой педаль — сбросить газ обычной рукояткой вряд ли удалось столь расторопно! Так что эффектным "подлетом" под углом около 45° все и ограничилось — переворота через транец удалось избежать. После небольшой тренировки, когда пришло понимание возможных последствий совместного влияния ветра и волны, подобный трюк удалось пару-тройку раз осуществить уже намеренно — просто ради собственного удовольствия. Как, впрочем, и все прочие манипуляции с педалью и штурвалом: "ZapCat" удивительным образом способствует вырабатыванию не только столь ценимого спортивными натурами адреналина, но и эндорфина, именуемого в просторечии "гормоном радости".
Но вот, наконец, мы с "ZapCat" и "уперлись": встречная метровая волна вкупе с ветром заставляют максимально сбавить ход, но и при этом сохраняется возможность продвигаться вперед, переваливая через гребни со скоростью около 15 км/ч. В наше оправдание можно добавить, что расстояние между валами не превышало длины корпуса нашей малютки! Развернувшись по волне, можно немного прибавить — примерно до 25 км/ч, а при движении вдоль гребня и вовсе дать полный газ. Лишь раз попался особо крутой и высокий вал, с которого носовая аэродинамическая насадка моста "сняла стружку", словно нож рубанка, отчего по лодке прокатилось литров сто воды. Ничего страшного — на плоской открытой платформе моста она не задержалась ни на секунду. Кстати, соответствующая экипировка понадобится и в более спокойную погоду — на мост то и дело залетают брызги, особенно на малом и среднем ходу.
На втором этапе испытаний направление ветра позволило найти закрытые участки с практически гладкой водой, и мы решили поэкспериментировать с дифферентом, переставив упор подвески мотора на отверстие повыше (до этого он был максимально "поджат" к транцу, что в свежую погоду было оправдано). Надо сказать, что ощутимого прироста скорости мы не добились. Основное влияние на этот показатель по-прежнему оказывал курс относительно ветра — против ветра "ZapCat" за счет аэродинамической разгрузки идет заметно быстрее. К тому же, у нас есть все основания грешить на "боевой" мотор, явно не выдававший всей положенной мощности — судим об этом и по слышимым перебоям, и по непредсказуемым метаниям стрелки тахометра на полном газу. Лишь раз движок "очнулся" — обороты достигли отметки 5500, а скорость — 67 км/ч, но через пару секунд лодку опять словно ухватили за хвост: 58-62 км/ч в зависимости от ветра. (По словам представителей "Баджера", аналогичные показатели были в свое время достигнуты с "тридцаткой").
Поведение в вираже — отдельная песня. Здесь "ZapCat" вполне сравним с "асфальтовым" картом. Циркуляция в три длины корпуса с полного хода для него не проблема. От более крутых поворотов удерживало лишь опасение вылететь за борт — сиденье на подобном аппарате следовало бы снабдить более основательной боковой поддержкой.
Резюме
Лодка мя тех активных натур, которые под словом "отдых" понимают скорость, спортивный азарт, борьбу с ветром и волной. Для выполнения каких-либо сугубо утилитарных и хозяйственных функций "ZapCat", как те же гидроциклы, вряд ли предназначен. Владельцам этих катамаранов стоило бы организовать фан-клуб — можно будет устраивать гонки не хуже, чем в Англии. Единственным недостатком этого необычного аппарата мы бы посчитали его цену — увы, но за громкое имя приходится доплачивать.
Артем Лисочкин. Фото Алексея Ачняева и Андрея Великанова
Вместе с "ZapCat" мы опробовали на воде две надувные лодки более привычного облика, но также выполненные по катамаранной схеме: подковообразный баллон лежит у них на двух надувных побортных спонсонах. Первая — "Gemini 310" родом из Южной Африки, вторая — экспериментальная модель компании "Баджер", созданная на основе популярной "Badger 360". В отличие от чисто спортивного и "отдыхательного" "ZapCat". они более универсальны и при всех преимуществах катамаранных обводов способны исполнять те же многочисленные функции, что и традиционные надувнушки. Обе лодки отличал более мягкий, нежели у традиционных "килеватых", ход по волне, хотя экспериментальная модель пока что "сыровата" в мелочах. В "Баджере" нам сообщили, что к концу сезона планируют окончательно завершить ее доводку и запустить лодку в серию.