Можно считать, что катамараны как высоко спортивный класс парусных судов уже получили признание наравне со знаменитыми «звездниками», «Летучими Голландцами» и другими классами гоночных яхт. Сейчас гонки катамаранов можно встретить в программах крупнейших мировых соревнований по парусному спорту. Появились катамараны и на дистанциях океанских гонок, таких как Бермудская, Транстихоокеанская и Трансатлантическая. Правда, в этих гонках мореходных крейсерских яхт катамараны участвуют пока что вне зачета, однако показанные ими результаты привлекли внимание яхтсменов-крейсерщиков и туристов, совершающих дальние спортивные плавания. Целый ряд преимуществ катамаранов перед крейсерскими яхтами обычного типа говорит в пользу применения двухкорпусных яхт для дальних плаваний.
Это, во-первых, более высокие средние скорости на переходах. Если, например, килевая яхта длиной по ватерлинии около 8 м совершает трехсотмильный поход со средней скоростью 4—5 узлов, то крейсерский катамаран аналогичных размеров проходит это же расстояние со средней скоростью 9—11 узлов. Такая высокая скорость получается благодаря большому удлинению корпусов и облегчению конструкции судна (ведь для обеспечения остойчивости катамарану не нужен фальшкиль, вес которого на обычной яхте достигает половины водоизмещения). Меньшая, чем у килевой яхты, осадка открывает катамаранам самые мелководные заливы и бухты, делает прибрежное плавание более увлекательным и интересным.
При длительном пребывании на катамаране становятся ощутимыми и такие удобства, как отсутствие значительного ходового крена, большая площадь палубы. С учетом сеток, натягиваемых между корпусами, площадь палубы даже на небольших катамаранах составляет более 30 м2. Катамараны просты в управлении, не склонны к рыскливости на волнении и при порывистом ветре.
Спроектированный нами крейсерский катамаран «Нептун» предназначен для морских плаваний экипажа из 4—6 человек, но однодневные (воскресные) прогулки на нем смогут совершать 10 человек. Катамаран легко управляется двумя людьми, поэтому его можно с успехом использовать и для кратковременных тренировок. Высокая скорость хода судна уменьшает риск опоздать в гавань к необходимому сроку, а небольшая осадка позволяет эксплуатировать его на реках и водохранилищах.
Конструкция катамарана рассчитана на постройку силами небольшого любительского коллектива.
Для упрощения постройки приняты плоскокилеватые обводы типа шарпи, рассчитанные на эксплуатацию катамарана без швертов. Отказ от швертов упростил управление яхтой и конструкцию корпусов, уменьшил их вес и устранил загромождение помещений. Для создания необходимого бокового сопротивления днищам корпусов придана значительная килеватость, а килевая линия достаточно заглублена под КВЛ. Отношение длины к ширине корпуса составляет около 10, т. е. вполне достаточно для получения высоких гидродинамических характеристик. Конструктивная ширина ВК = 3 м обеспечивает хорошую остойчивость без значительного утяжеления конструкции.
Центр величины несколько смещен в нос, что при острых носовых ветвях ватерлиний (угол входа ВЛ не менее 10°) обеспечивает плавный выход батоксов в корме (I батокс — 6°). Значительная высота надводного борта и рубки в сочетании с развалом шпангоутов, наличием фальшборта и развитых привальных брусьев улучшает мореходность и снижает забрызгиваемость катамарана.
Вертикальный клиренс при полном водоизмещении катамарана составляет 0,49 м, что позволяет избежать опасных ударов воды о днище мостика.
Катамаран спроектирован таким образом, что при различных вариантах нагрузки имеется незначительный дифферент на корму; это благоприятно скажется на мореходных и маневренных качествах яхты.
Основные элементы катамарана
Длина наибольшая, м | 7,96 |
Длина расчетная, м | 7,30 |
Ширина наибольшая, м | 4,00 |
Ширина конструктивная, м | 3,00 |
Ширина одного корпуса по скуле, м | 0,75 |
Высота борта, м | 1,37 |
Осадка по КВЛ, м | 0.40 |
Водоизмещение при осадке по КВЛ, м3 | 1.1 |
Водоизмещение полное, т | 1,5 |
Коэффициент общей полноты 5 | 0,30 |
Площадь парусности, м2 | 29 |
Погруженная площадь ДП двух корпусов составляет SДП = 3,45 м2, а рулей SP = 0,72 м2. Отношения SП/SДП = 8,4 и SДП/SР = 4,8 (где SП — площадь парусности) удовлетворительны с точки зрения ходкости и поворотливости (для килевых яхт SП/SДП = 10÷15).
Общее расположение предусматривает необходимые удобства для экипажа. Под жилые помещения отведены средние части корпусов и мостик. В корпусах размещены две откидные койки шириной по 0,6 м; на мостике предусмотрен спальный мат шириной 2,1 м для 2—4 человек. Имеются два столика и шкафчик для одежды.
Камбуз и гальюн находятся в кормовой части корпусов. В корму от переборки рубки в корпусах расположены са-моотливные кокпиты длиной до 1,6 м. Банками здесь служат парусные рундуки. Откидное сиденье рулевого крепится на мостике. Рулевому обеспечен хороший обзор по всему горизонту; он находится в наиболее удобном для управления яхтой месте. Румпельное устройство позволяет управлять яхтой также из любого кокпита.
Носовые оконечности корпусов отведены под трюмы. Форпик и ахтерпик, междудонное пространство в районе кокпитов, а также носовая наделка мостика являются воздушными отсеками общим объемом 1,6 м3. Пять водонепроницаемых переборок левого корпуса и четыре правого в сочетании с воздушными отсеками делают катамаран практически непотопляемым.
Обшивка корпусов катамарана и мостик выполнены из водоупорной фанеры марок БС-1, БП-1 или БПС-1. Днища, палуба и транцы корпусов и мостика обшиты 8-миллимет-ровой фанерой. Толщина бортов, переборок, второго дна и палубы в кормовой части 6 мм.
Все шпангоутные рамки изготовлены из сосновых брусков сечением 20X50 и соединяются двойными фанерными кницами и флорами толщиной 6 мм. Сборку набора следует производить на клее ВИАМ Б-3 с запрессовкой оцинкованными гвоздями взагиб. Обшивка крепится шурупами 3X30 также на клее. При таком соединении элементов корпуса конструкция в целом получается монолитной и прочной. В крайнем случае, для обеспечения плотности соединений можно использовать клей АК-20 или эмалитовый лак, намазывая их по нескольку раз на обе склеиваемые поверхности до получения заметной пленки.
Киль и форштевень, имеющие сечение 40X100, лучше выполнить клееными из брусков; при этом, с одной стороны, значительно возрастает их прочность, а с другой — легче придать деталям нужную форму. Соединение заготовок производить на ус с разгонкой стыков по длине киля.
Технология постройки катамаранов принципиально не отличается от технологии изготовления других малых судов из того же материала, т. е. дерева и фанеры.
Каркасы корпусов собираются по очереди на одном и том же стапеле, с которого их можно снимать после обшивки бортов. Выставив корпуса на ровной площадке, их связывают между собой переборками и набором мостика. Палубу удобнее настилать после насыщения корпуса всем необходимым оборудованием и завершения окончательной внутренней отделки корпусов.
Переборки форпика, ахтерпика и настил второго дна рекомендуется ставить на шурупах с прокладкой из изоляционной ленты, промазанной белилами на смеси лака 6-с и натуральной олифы. Это обеспечит необходимую герметизацию и в то же время позволит снимать переборки и настил в межнавигационный период (в противном случае в закрытых объемах начинается разрушение набора и обшивки от действия сконденсировавшейся влаги).
Парусное вооружение катамарана — типа бермудский шлюп. Общая площадь парусности 29 м2 (грот — 21,2 м2, стаксель — 7,8 м2). С такой парусностью катамаран выдерживает боковой 6-балльный ветер при парусах, поставленных в ДП; запас остойчивости при этом составляет 1,4. Для плавания при более сильном ветре должны использоваться штормовые паруса меньшей площади.
Полное водоизмещение складывается из следующих весов, кг:
Порожний корпус | 970 |
Паруса | 60 |
Экипаж из 4 человек | 320 |
Снабжение на 5 суток плавания | 150 |
Итого | 1500 |
При постройке катамарана следует особенно тщательно следить за тем, чтобы его вес не превысил расчетного водоизмещения.