Каждому любителю водного спорта хорошо известны не только те трудности, которые связаны с преодолением береговой полосы (мелководье, прибой, камни), но и те, которые ожидают судно на берегу. Как вытаскивать на сушу лодку, катер и тем более — килевую яхту? Как подыскать надежное и удобное место хранения? Небольшое суденышко можно сравнить с земноводным существом, которое плавает по воде, но обитает на суше, где и проводит наибольшую часть своей жизни. Именно по этой причине распространение того или иного типа малого судна во многом зависит не только от его мореходных качеств, но и от того, в какой степени оно является «амфибией», насколько быстро и легко спускается на воду или возвращается на склад, и сколько места оно там занимает.
Сложность хранения и транспортировки между складом и водой ограничивает массовое использование даже простейших прогулочных лодок, особенно при расположении прокатных станций на морском побережье в курортных зонах. Обратимся к некоторым цифрам. Допустим, лодки располагаются на складе рядами борт-о-борт с зазорами по 20 см. Между каждыми двумя такими рядами надо оставить свободный проход, позволяющий выдвинуть лодку на всю ее длину. Для компактности лодки уложены в два яруса. Если габарит лодки в плане 1,3X4,0 м, то площадь, занимаемая при таком хранении одной лодкой, составит около 4,5 м2. Если надо уложить 50 таких лодок, придется строить на берегу большой и дорогой павильон площадью 225 м2 Если еще учесть стоимость тельферов, слипов, причалов и прочего оборудования, станет ясным, почему у нас так мало хороших прокатных станций. Для примера отметим, что стоимость постройки лодочных хранилищ капитального типа на Черноморском побережье составляет более 200 руб. на одну лодку!
Можно идти по пути использования различных складных и надувных лодок, но их применение для проката (особенно на морском побережье) не только неудобно, но и опасно. За рубежом наметилась прогрессивная тенденция создания лодок, рассчитанных на компактное складирование без изменения их габаритов: компактность укладки достигается тем, что лодки просто вкладываются одна в другую, как тарелки или ведра.
Обычно такому укладыванию лодок препятствует наличие поперечных банок-сидений. Приходчтся делать поперечные банки съемными, а это затрудняет работу прокатных станций, так как связано с необходимостью ежедневной сборки-разборки.
Предлагаемая двухместная (до 3-х мест) плотообразная лодка-катамаран представляется наиболее удачным решением рассматриваемой проблемы. Благодаря тому что сиденье расположено вдоль лодки, его не нужно делать съемным, и оно не мешает свободному вкладыванию лодок одной в другую. Необходимая площадь складирования таких лодок при укладке стопкой на ребро составляет всего 0,5 м2, т. е. в 9 раз меньше, чем необходимо для хранения обычных прогулочных лодок такого же размера при укладке в 2 яруса и в 18 раз — при укладке в один ярус.
Отсутствие каких бы то ни было сборно-разборных конструкций обеспечивает ее постоянную готовность к немедленному спуску на воду или возвращению в склад. Вес двухместной прогулочной лодки скорлупной конструкции, формованной из стеклопластика, составляет 40—50 кг; следовательно, ее свободно могут переносить два человека. Благодаря наличию двух килей на корпусах лодка представляет собой своего рода «сани», которые очень легко передвигать волоком.
Можно механизировать подачу лодок к воде, уложив весь их комплект (40—50 лодок вместе с веслами, спасательными принадлежностями и т. п.) на платформу узкоколейной тележки. Утром тележка выкатывается по рельсам непосредственно к урезу воды, где лодки выдаются на прокат. Возвращенные лодки снова укладываются на платформу и вечером с помощью ручной лебедки вкатываются обратно в нишу-кладовую. Объем такой ниши-кладовой будет в 15 раз, а стоимость постройки в расчете на одну лодку в 6—7 раз меньше, чем капитального хранилища для прокатных лодок обычного типа.
Такие лодки можно использовать и в качестве спасательных средств на небольших пассажирских судах; можно оборудовать ими плавучие лодочные станции, что позволит улучшить обслуживание отдыхающих.
Важно подчеркнуть, что наладить массовый выпуск таких лодок очень просто: лодка формуется за один прием на одной матрице. Толщина обшивки 2—3 мм. После снятия лодки с матрицы остается только поставить по контуру раму-планширь, заполняемую пенопластом и обеспечивающую как прочность, так и непотопляемость лодки ^что особенно важно при использовании на морском побережье) Лодка остойчива и не будет рыскать.
Сравнительные испытания моделей предлагаемой и обычной однокорпусной лодки равных габаритов и веса показали, что оба судна имеют примерно одинаковое сопротивление движению. Одинаковый груз на борту опрокидывал контрольную однокорпусную модель, а на испытываемой двухкорпусной вызывал лишь несущественный крен. Повышенное сопротивление боковому дрейфу и высокая остойчивость катамарана показывают, что он может быть с успехом использован и в качестве парусного судна.
Водоизмещение лодки 200—275 кг. Остаточная грузоподъемность в затопленном, состоянии 54 кг. Габаритная осадка при наибольшем водоизмещении около 250 мм.
Поскольку лодка конструируется как гребное судно, очень важно задать правильную ширину сиденью в той его части, где сидит гребец. Эта ширина не должна превышать 30 см. При посадке гребца «верхом» на продольном сиденье (именно поэтому лодка и названа «Морской конь») его поза не должна существенно отличаться от посадки на обычной поперечной банке: ноги несколько разведены в стороны, пятки на упорах. То что гребец не имеет возможности сомкнуть ноги вместе, следует считать несущественным ограничением, которое компенсируется многочисленными и важными преимуществами предлагаемой лодки. Люди, не занятые греблей, могут сидеть в любых свободных позах и даже лежать на длинном продольном сиденье, что представляет собой еще одно преимущество предлагаемой лодки при использовании ее для туризма.
Дело теперь за тем, чтобы открыть «Морскому коню» широкую дорогу.