Есть и чисто конструктивное достоинство этого типа судов — большая полезная площадь мостика, соединяющего корпуса, позволяющая создать на борту катамарана уровень комфорта, не достижимый на однокорпусном судне такой же длины.
Основные данные катамарана «Пантер-44»
Длина наибольшая, м | 13,25 |
Длина по КВЛ, м | 11,50 |
Ширина наибольшая, м | 4,9 |
Осадка порожнем, м | 0,91 |
Водоизмещение, т | 9,16 |
Мощное? двигателей, л. с | 2X330 |
Скорость, узлов | 26—30 |
Дальность плавания, миль | до 300 |
Разумеется, все преимущества катамарана могут быть сведены на нет, если мостик окажется расположенным низко над поверхностью воды, а его конструкция будет слишком тяжелой. В этом случае не избежать сильных ударов гребней волн в мостик, способных расшатать всю конструкцию, потребуются дополнительные затраты мощности двигателя для того, чтобы вывести судно на режим глиссирования, эксплуатация катамарана окажется не экономичной.
Удачный, как можно судить по сообщениям о результатах проведенных прошлым летом испытаний, вариант морского туристского катамарана создан в прошлом году английской фирмой «Праут», специализировавшейся ранее на проектировании и постройке парусных катамаранов. «Пантер-44» показал удовлетворительные мореходные качества в условиях плавания у берегов южной Англии, умеренный расход топлива на пройденную милю. Тем, кому довелось выйти на нем в море, высоко оценили уровень комфорта, созданный для любителей морских путешествий. В корпусах «Пантеры» располагаются три двухместные каюты, санузлы с душевыми. На мостике оборудован большой салон, имеющий площадь около 20 м2. Обеденный уголок здесь легко превращается в двуспальную койку; камбуз оборудован газовой плитой, холодильником, разделочным столом и раковинами. Подогреватель воды, действующий от выпускной системы двигателей, снабжает всех потребителей горячей водой. Широкие двери в переборке, отделяющей салон от кокпита, в хорошую погоду открывают доступ в помещения свежему морскому воздуху.
В корпусах под салоном в звукоизолированных отсеках корпусов установлены два дизеля «Сабр» с турбонаддувом и прямыми реверс-редукторами. Гребные валы выведены под днища корпусов и защищены мощными плавниками, отформованными вместе с обшивкой.
В самоотливном кокпите с комфортом могут разместиться 6—8 человек, а желающие позагорать могут подняться и на верхний мостик, оборудованный на крыше надстройки. Здесь расположен дублирующий пульт управления катером, на котором установлены репитеры лага, эхолота и других приборов. Основной пульт находится в передней части надстройки, где оборудован и уголок штурмана с прокладочным столом.
Корпуса имеют плоскокилеватые остроскулые обводы, несимметричные относительно диаметральной плоскости. Они формуются совместно с мостиком в одной матрице, причем все конструкции состоят из трех слоев — наружных из стекломата и ровницы и среднего заполнителя из легкой древесины бальсы. При формовании корпуса, которое выполняется вручную, в нем монтируются фундаментные балки под двигатели, стрингеры и другие необходимые усиления. Во второй матрице как одна целая конструкция изготавливается верхняя часть катамарана — палуба, надстройка и кокпит. Соединение обеих частей производится на привальном брусе.
Все поверхности палубы и мостика выполнены с нескользящим покрытием. Безопасность пребывания людей на борту обеспечивается также высоким леерным ограждением.
Особо отмечается высокая остойчивость судна, позволяющая всему экипажу из 6—8 человек расположиться на верхнем мостике, не опасаясь, что судно получит опасный крен.
В корпусах размещены цистерны пресной воды емкостью 700 л и дизельного топлива на 1250 л.