Основные данные катеров «Гепард» и «Пума»
«Гепард» | «Пума» | |
Длина габаритная (по жесткому корпусу), м | 6,65 | 11,1 |
Ширина габаритная (по жесткому корпусу), м | 2,85 | 2,5 |
Высота габаритная (по жесткому корпусу), м | 2,1 | 4,0 |
Длина габаритная (по гибкому ограждению при ходе на воздушной подушке), м | 7,1 | 12,2 |
Ширина габаритная (по гибкому ограждению при ходе на воздушной подушке), м | 3,48 | 5,2 |
Высота габаритная (по гибкому ограждению при ходе на воздушной подушке), м | 2,5 | 4,0 |
Водоизмещение, т | 1,75 | 5,0 |
Пассажировместимость (с водителем), чел. | 4 | 5 |
Осадка на плаву, м | 0,24 | 0,27 |
Скорость на тихой воде, км/ч | 60 | 60 |
Дальность плавания, км | 250 | 325 |
Угол склона, преодолеваемый с места | до 6° | до 5° |
Угол склона, преодолеваемый по инерции | до 15° | до 12 |
Высота гибкого ограждения (отрыв жесткого корпуса от поверхности), м | 0,4 | 0,6 |
А объяснялось все достаточно просто: сотрудники ЦКБ «Нептун» испытывали опытную модель амфибийного катера на воздушной подушке «Гепард». Нужда в таком судне возникла давно. В связи с интенсивным освоением Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока появилась необходимость в легком и мобильном транспортном средстве которое могло бы передвигаться по бездорожью: мелководным рекам, заболоченной местности, тундре и т. п. Лучше всего для этих целей подходило судно на воздушной подушке, и такой катер был создан. Сначала появился «Барс». Он ничем не отличается от описанного ниже «Гепарда», кроме, практически, одного: на нем использован вертолетный двигатель. Двигатель этот в общем неплох, однако в тех районах, для которых предназначен катер, его ремонт представляет определенные трудности. Поэтому конструкторы решили создать катер с автомобильным двигателем, вполне резонно полагая, что обслуживать двигатель от грузовика умеет гораздо большее число людей, чем вертолетный да и с запасными частями будет проще. Вот так и родился «Гепард», строящийся сейчас серийно на Свирской судоверфи.
Что же представляет собою этот второй представитель семейства «амфибийных хищников»! Попробуем познакомить с ним наших читателей, интересующихся новинками техники.
Созданный для нужд народного хозяйства амфибийный катер на воздушной подушке «Гепард» — это скоростное универсальное транспортное средство для круглогодичной перевозки небольших количеств грузов, изыскательных и разведочных партии в районах, недоступных для обычных транспортных средств (исключая разумеется, вертолет). Может он перевозить почту, сменные экипажи дорожных и строительных машин, вахты буровых установок служить и в качестве спасательного средства на речках и водохранилищах. «Гепард» способен ходить по воде, на любом мелководье, по болотистым участкам суши, а также по льду и снегу. Он «умеет» преодолевать встреченные препятствия высотой до 0.3 м.
Такую высокую проходимость и обеспечивает катеру воздушная подушка приподнимающая его над поверхностью на высоту до 0.4 м. Она создается центробежным вентилятором-нагнетателем который установлен у днища судна и приводится в движение от автомобильного двигателя ЗМЗ 53 мощностью 115 л. с. Удерживает воздушную подушку под днищем катера гибкое ограждение — «юбка» из прорезиненной капроновой ткани. Она крепится к бортам с помощью проволочной оси, которая вставляется в шарнирные петли, установленные на корпусе и кромках ограждения. Такая конструкция позволяет в случае необходимости легко и быстро снять гибкое ограждение.
Движители у катера — два четырехлопастных стеклопластиковых воздушных винта диаметром 0,95 м в насадках, которые приводятся во вращение от того же автомобильного двигателя. За каждым винтом установлены по три вертикальных и пять горизонтальных аэродинамических рулей. Управлять направлением движения катера можно двумя способами: или поворотом вертикальных рулей, или перекрывая горизонтальными рулями выходное сечение одной из насадок и снижая тем самым тягу данного винта. Торможение катера происходит так: горизонтальными рулями закрывают выходные сечения насадок и одновременно плавно уменьшают расход воздуха в гибкое ограждение. И вертикальными и горизонтальными рулями водитель управляет из рубки: вертикальными при помощи рулевого колеса, горизонтальными — при помощи педалей.
Теперь немного о конструкции корпуса. Он прямобортный, с плоским днищем и плоскими подзорами в носу и корме. Разбит переборками на пять отсеков: три водонепроницаемых — форпик, ходовую рубку и моторный, и два не герметичных, расположенных между ходовой рубкой и моторным отсеком. Набор корпуса поперечный; элементы набора и обшивки выполнены из алюминиево-магниевого сплава на заклепках, рубка и насадки воздушных винтов — стеклопластиковые.
Катер не тонет при затоплении одного любого отсека. Для этого в его конструкции предусмотрено несколько герметичных воздушных емкостей достаточного объема.
В форпике, попасть в который можно через просторный палубный люк, размещается часть электрооборудования и снабжения. В ходовой рубке находятся двухместное сиденье водителя и трехместный диван. Попасть в рубку можно либо с любого борта через подъемные двери, либо сверху — через люк. На носовой переборке в рубке расположен стеклопластиковый пульт с приборным щитком, снаружи у обоих бортов закреплены зеркала заднего вида. В холодное время рубка и лобовое стекло обогреваются теплым воздухом, который поступает из воздушной подушки через водяной радиатор отопителя где воздух подогревается жидкостью охлаждения двигателя.
В моторном отсеке размещена механическая установка, часть электрооборудования и системы катера. Доступ в отсек — через две подъемные крышки капота.
Таков «Гепард». В целом катер получился неплохой, о чем свидетельствуют отзывы тех, кто на нем работает. Однако конструкторы ЦКБ «Нептун» на этом отнюдь не успокоились. Ими уже разработан проект и построены опытные образцы еще одного представителя семейства «кошачьих» — амфибийного катера «Пума».
«Пума» — это катер-амфибия на воздушной подушке, спроектированный в трех вариантах — медицинском, пассажирском и грузопассажирском.
Нетрудно заметить, что «Пума» почти в два раза больше «Гепарда», поскольку ее рубка состоит из двух помещений — поста управления и отдельного салона. Существенным отличием является и то. что новый катер-амфибия снабжен уже двумя двигателями ЗМЗ 53, каждый из которых работает и на создание воздушной подушки, и на вращение движителей — двух четырехлопастных воздушных реверсивных винтов в насадках с двумя фиксированными положениями лопастей «Вперед» и «Назад».
Для катера медицинской помощи особое значение приобретает снижение уровня шума и вибрации. На «Пуме» для этого предусмотрены следующие меры: амортизация главных двигателей, использование теплозвукоизоляционных материалов, трехслойная конструкция настила полов и двойное остекление окон в медицинском салоне. В результате уровень шума в кабине не превышает 83 дБ — не больше, чем у обычного грузовика.
На испытаниях зимой в Томской области «Пума» прошла по льду 400 км. Не составляли для нее препятствия торосистые участки высотой до 0,6 м. Второй катер (в пассажирском варианте) испытывался на мелководных участках Каспийского моря, причем был совершен самостоятельный переход от Волгограда к месту испытаний.
Свирские корабелы предполагают начать строительство «Пумы» в 1988 г. А конструкторы тем временем делают проработки новых модификаций катера. В перспективе же — создание дизельной амфибии.