Все это свидетельствовало о том, что создается судно действительно нужное для спорта и отдыха. И редакция решила взять новинку под свой контроль: постоянно информировать наших читателей об освоении «микро»-яхты в серийном производстве, о возникающих у предприятия проблемах, по возможности оказывать помощь в их решении.
В середине января мы побывали на ЛЭЗСС. В тот самый день, когда судостроители отправляли в Куйбышев свою первую, или, как она называется в промышленности, — головную яхту серии. В цехах в различных стадиях изготовления можно было видеть еще четыре корпуса, а на складе заготовок — комплекты отформованных стеклопластиковых секций на весь первый квартал. Дело в том, что предприятие в настоящее время еще не готово к полному изготовлению яхты на своих площадях. Очень небольшой участок формовки изделий из стеклопластика позволяет изготовить здесь лишь оснастку и опытные образцы новых лодок. При постройке серийных судов ЛЭЗСС вынужден привлекать в качестве контрагента Шальчининкайский производственный комбинат ДОСААФ, на котором осуществляется формование всех десяти основных секций корпуса «микро»-яхты. На заводе секции собираются в единую конструкцию, соединяются при помощи винтов и приформовочных («мокрых») угольников. К корпусу приформовываются закладные детали для крепления дельных вещей и оборудования, вклеиваются пенопластовые блоки, обеспечивающие непотопляемость судна, затем корпус насыщается различным оборудованием, яхта вооружается рангоутом, парусами и такелажем.
И здесь ЛЭЗСС вынужден прибегать к услугам контрагентов: из Долгопрудного поступает прессованный алюминиевый профиль для мачт и гиков, из Новосибирска — блоки, скобы и стопора, паруса шьют в парусной мастерской яхт-клуба Балтийского морского пароходства. Различные металлические нестандартные дельные вещи — релинги, погоны, детали рулевого устройства и т. п. приходится делать на маломощном слесарно-механическом участке. К слову, на заводе отсутствует так необходимое оборудование для электросварки в среде защитных газов деталей из нержавеющей стали и легких сплавов. Поэтому приходится либо отказываться от этого прогрессивного вида соединений, либо опять идти на поклон на родственные предприятия.
То, что мы увидели в цехах завода, пока еще и отдаленно не напоминало серийного производства. Еще дорабатывалась оснастка, необходимая для качественной сборки корпусов, не был отработан общий поток строящихся судов, не хватало приспособлений и специального инструмента, которые дают возможность выполнять одинаковые повторяющиеся операции качественно и с минимальными затратами времени и труда. Но чувствовалось главное — хороший настрой коллектива предприятия, по-серьезному взявшегося за освоение нового для ЛЭЗСС вида продукции. О необходимости коренной реконструкции производства, которая позволит выпускать высококачественные суда большой серией говорили все: конструкторы, технологи, директор завода А. А. Васильев. Многие из работников завода — яхтсмены и водномоторники. Они искренне заинтересованы в том, чтобы спортивное судостроение вновь стало профилирующим для ЛЭЗСС, как это было для артели «Спортсудостроитель», прославившейся в 30-е годы созданием крупных крейсерских яхт, а затем и малых судов для гребного спорта. При снятии с производства такой продукции как лыжные палки, теннисные ракетки, деревянные помосты для штангистов должны высвободиться значительные производственные площади, исчезнет с территории обширная лесная биржа: корпуса строить будут только из стеклопластика! Уже подготавливается задание на разработку новых цехов, в которых разместятся участки формования корпусов, термокамеры, можно будет наладить организованный поток изделий. Но все это перспектива ближайших трех-четырех лет.
А пока возможности ЛЭЗСС крайне ограничены. Больше трех-пяти яхт в месяц выпускать не удастся даже после отладки всего производства. Проблематичен и контроль качества изготовления секций на шальчининкайском комбинате. Нередко поступает оттуда продукция с браком...
Вот почему руководство завода высказывает пожелание поделиться портфелем заказов (а их уже сейчас несколько сотен) с любым более мощным предприятием, готово передать ему оснастку и документацию. Это в какой-то степени поможет решить вопрос о поставке «микроэ в торговую сеть и сделать ее более доступной широкому потребителю.
О ходе работ по освоению яхт типа «Рикошет» в серийном производстве рассказывают начальник конструкторского отдела ЛЭЗСС Г. В. Непочатых и ведущий конструктор Ю. А. Ситников.
Основные данные яхты «микро»-класса
Длина наибольшая, м | 5,50 |
Ширина, м | 2,45 |
Осадка корпусом/швертом, м | 0,25/1,15 |
Водоизмещение порожнем, кг | 580 |
Масса внутреннего балласта, кг | 250 |
Площадь, м2: | |
грота | 10,0 |
генуэзского стакселя | 8,5 |
спинакера | 18,5 |
Прошло около двух лет с начала работ инициативной группы конструкторов Ленинградского экспериментального завода спортивного судостроения над проектом крейсерско-гоночной яхты «микро»-класса. Первый выход в море «Рикошета» — опытного образца яхты состоялся в сентябре 1986 г., а первая серийная яхта была отгружена в адрес заказчика в середине января этого года. Таким образом, до внедрения в серийное производство прошло немало времени, хотя весь коллектив завода приложил максимум усилий, чтобы преодолеть организационно-технические препятствия в освоении принципиально нового для ЛЭЗСС вида продукции. Ведь пришлось разработать довольно большой объем конструкторской и технологической документации, добиться фондов на необходимые материалы и обеспечить ими производство, организовать новые участки и бригады. Параллельно изготавливался комплект технологической оснасти и: матрицы, сборочные постели, шаблоны, штампы и т. д. Для корпуса, палубы, секции внутренней обстройки, флора, бимса, швертового колодца, капа, пера руля и шверта были изготовлены полированные стеклопластиковые матрицы, позволяющие обеспечить высокое качество изделий и отличный товарный вид яхты.
Мы пошли на довольно большие затраты материальных средств и труда на подготовку производства, ибо расчеты показывали — это должно окупиться в дальнейшем. Уже после первой публикации статьи о «Рикошете» завод получил такое количество заявок на «микро»-яхты, которое в несколько раз превысило технологические возможности производства (на 1988 г. мы смогли запланировать выпуск 50 яхт). Важно было осуществить техническое перевооружение ряда производственных участков и пересмотреть технологические операции, чтобы добиться повышения качества продукции. Мы надеемся, что увеличение выпуска яхт даст возможность в дальнейшем специализировать завод на изделиях судостроения, заменяя постепенно снимаемый с производства спортинвентарь. Словом для всех нас ясно одно: новая яхта необходима не только потребителям, но и заводу-изготовителю.
Именно поэтому конструкторский отдел ЛЭЗСС внимательно отнесся и результатам испытаний первых образце в которые будут учтены в дальнейшей работе над проектом. В настоящее время уже внесены некоторые изменения в проект: установлены дополнительные элементы обстройки, на носовом релинге оборудованы клюзы, усилена конструкция пера руля и рулевого устройства. В проекте серийных яхт выпуска этого года появились кормовые релинги, четыре лебедки, погон стаксег шкота переместился на крышу рубки.
Внутренняя планировка яхты тоже претерпела некоторые изменения. Интерьер формируется стеклопластиковой секцией каюты, которая образует четыре спальных места, рундуки для хранения вещей, продуктов и газовой плиты. В нижней части корпуса крепятся пенопластовые блоки плавучести, обеспечивающие непотопляемость яхты. Коробчатый стеклопластиковый бимс, приформованный к палубе и бортам, позволяет установить мачту прямо на палубу без подкрепления ее пиллерсом. За бимс крепятся и вант-путенсы.
Для отделки подволока и бортов в каюте применяется декоративное синтетическое покрытие типа «тафтинг», для деталей оборудования — ценные породы древесины. В -сочетании с мягкими диванами это создает достаточный уют в каютке яхты.
Корпус и палуба яхты изготовлены из полиэфирного стеклопластика толщиной 4—5 мм. Набором служат элементы обстройки: секция каюты, бимс, блоки плавучести.
Мачта и гик изготовлены из прессованного алюминиевого профиля с ликпазом, стоячий такелаж — из стальных нержавеющих канатов. Комплект поставки яхты включает четыре паруса (грот, два стакселя, спинакер), подвесной мотор «Ветерок-8» с кронштейном спасательные жилеты, кранцы, ведро, огнетушитель, комплект дельных вещей и капроновых тросов для бегучего такелажа.
Ориентировочная цена яхты — 9S00 рублей. Ее могут приобрести только организации по безналичному расчету. Продажа населению через торговую сеть в ближайшее время не планируется.
Каковы же перспективы нового класса! Учитывая положительные результаты, показанные первыми яхтами на испытаниях и соревнованиях, монотипность и высокую спортивность. Госкомспорт СССР принял решение о включении их с 1988 года в программу соревнований крейсерских яхт на Кубок Онежского озера отдельной стартовой группой. Конструкторскому отделу ЛЭЗСС поручено разработать проект правил постройки и обмера яхт класса «Микро» на основе международных правил, а также правила класса монотипа «Рикошет-микро», которые позволят проводить на них классные гонки (без гандикапа).
Заводские яхтсмены получили приглашение принять участие в соревнованиях яхт «Микрокласса» в Польше с участием команд ФРГ и Франции. Это уже реальная перспектива. Жаль, что ряд проблем не позволяет нам пока создавать яхты на уровне лучших зарубежных образцов. Проблемы все те же: дефицит или отсутствие дельных вещей, профилей, низкое качество парусной ткани и т: п. А ведь перед коллективом завода поставлена задача создания яхты, которую можно было бы экспортировать — спрос за рубежом на суда такого класса огромный!
Но главная наша проблема — это удовлетворение заявок спортивных организаций для чего необходимо ежегодно выпускать 150—200 яхт. Видимо, не меньшее количество можно продать через торговую сеть населению. Нашему заводу с такой программой явно не справиться. Очевидно, целесообразно наладить совместный выпуск яхт на нескольких предприятиях, которым ЛЭЗСС готов предоставить техническую документацию и оснастку.