В гонках на Кубок Балтийского моря в этом году принимали участие новые яхты отечественной постройки «однотонного» класса и яхта постройки ПНР типа «Цетус».
Почти тысячемильный марафонский пробег при различных погодных условиях позволил выявить и положительные, и отрицательные качества судов. На полигоне Кубка Балтики сравнивались две концепции отечественного яхтенного проектирования, а точнее два проекта «однотонного» класса: специально построенная облегченная яхта проекта «СТ-36» и серийная проекта «ЛЭС-35». Обе постройки Ленинградской экспериментальной верфи спортсудостроения.
Однотонник «Сескар» (проект «ЛЭС-35») был спущен на воду всего за 4 дня до старта первой гонки. Экипаж, за исключением капитана Н. И. Яковлева, впервые принимал участие в гонках и в дальнем спортивном плавании вообще. Тем не менее «Сескар» прошел весь маршрут гонок и в своей третьей зачетной группе финишировал 18, 14 и 9. Результат неплохой, если учесть, что среди 30 соперников в этой группе были достаточно опытные экипажи и хорошо подготовленные яхты. Судно сравнительно круто идет к ветру на острых курсах, неплохо лавирует, на попутных курсах имеет тенденцию к глиссированию. На параллельных курсах «Сескар» шел лучше многих «шестерок».
Но обнаружились и недостатки. При свежем ветре яхта нуждается в откренивании экипажем. В крутую высокую волну иногда зарывается носом и берет воду на палубу. Особенно много претензий можно предъявить к качеству изготовления серийной яхты. Корпус сильно течет: на ходу при свежем ветре за час откачивали по 12-15 ведер воды. А проникала она через неплотности крышек люков, через шпунтовый пояс, гельмпорт, через соединения палубы и рубки, и пр.
Планировка внутренних помещений оказалась очень неудобной в длительном плавании и гонках. Вне всякой критики отделка помещений. Серые, небрежно покрытые лаком фанерные переборки выглядят очень уныло. А стоит яхта ни много нимало — 68 тыс. рублей. Экипаж яхты считает судно еще недостаточно доработанным для запуска в серийное производство. По мнению специалистов и капитанов, необходимо увеличить высоту надводного борта в носу, удлинить на 0,5 м кормовой свес. Для повышения остойчивости целесообразно увеличить вес фальшкиля на 250—300 кг.
Обитаемость судна может быть улучшена за счет подъема борта в корме на 200-250 мм (сейчас кормовая часть яхты практически не используется) .
Следует подумать о планировке и отделке. Реечную обшивку корпуса желательно заменить на клееную из шпона (как на «Форварде»), что позволит снизить вес яхты на 500 кг. Есть пожелания и по конструкции лавсановых парусов.
Экипаж «Форварда» (см. «КЯ» №108) был укомплектован опытными яхтсменами, возглавляемыми капитаном Борисом Хрящевым. Около двух лет они работали над совершенствованием и настройкой судна для гонок. Сейчас «Форвард» имеет высокий гоночный балл (8,54 м), но по абсолютной скорости конкурирует с лучшими ходоками, например, с яхтами типа «Цетус». На Кубке Балтики-85 яхта дважды финишировала первой и один' раз третьей. «Форвард» обходит «шестерки», «Алькоры», «Таурусы» почти на всех курсах, имеет высокие мореходные качества, яхта абсолютно сухая. Правда, рифы на «Форварде» брали уже при 4 баллах, а на попутных курсах — при 6—7, чего на других яхтах не делали. Это свидетельствует о малой остойчивости судна и перегруженности его парусами.
Прошла испытания в гонках и яхта «Веста» типа «Цетус», полученная яхт-клубом «Калев» в Таллине в мае 1985 г. После 870-мильного похода по местам боевой славы ДКБФ, «Веста» стартовала в гонках на Кубок Балтийского моря и заняла 3-е место в своей группе среди 9 яхт. Вот что говорит о судне один из опытнейших капитанов Балтики Юрий Плизник.
— Имея полный комплект яхтенной электроники, мы во время похода могли составить представление о ходовых качествах яхты. В лавировку, при ветре 6 м/с «Цетус» уверенно делает 6,5 уз, при этом курсовой угол вымпельного ветра составляет 28°. При необходимости его можно довести до 20° с потерей скорости до 4,5 уз.
С дальнейшим усилением ветра до 8 м/с скорость возрастает до 7,5 уз, после чего прирост скорости прекращается из-за увеличенного крена. Это является первым сигналом к взятию одного рифа. При дальнейшем усилении ветра надо менять геную на № 2, т. е. уменьшать площадь парусности с 76 м2 до 54 м2.
На Кубке Балтики мы не рассчитывали на призовое место и добились его только за счет хороших ходовых качеств «гоночной машины». Тем более неприятно говорить о плохом изготовлении и небрежной приемке судна. Вызывает недоумение криво закрепленный и несимметричный в поперечном сечении фальшкиль. О таких мелочах, как плохо приваренные и неподходящие на места краспицы, заклинивающийся руль, треснувший по сварке румпель, говорить не приходится.
На всех «Цетусах» оторвался вместе с флором узел крепления промежуточного штага, образовались трещины по стрингерам и шпангоутам. Все эти узлы приходится переделывать и усиливать, прежде чем идти в гонку или в серьезное плавание.
Хорошее впечатление оставляет раскрой и изготовление парусов.
Испытания показали, что Ленинградская экспериментальная верфь спортсудостроения может создать современное гоночное судно с хорошими ходовыми качествами. Что же касается серийного однотонника «Сескар», то капитаны, участвовавшие в соревнованиях и пристально следившие за поведением яхты, единодушны — после доработки проект «ЛЭС-35» может стать массовым национальным классом.