Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Проекты
  • Парусные яхты
  • 1984 год
  • Крейсерско-гоночная яхта «Форвард» по проекту «СТ-36»
Краткое оглавление
Основные данные яхты «СТ-36» Наш комментарий


Подкатегории раздела
Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Крейсерско-гоночная яхта «Фри Фолл» проекта «Фарр-36»
Крейсерско-гоночная яхта CR-8
Крейсерско-гоночная яхта Таллинской верфи
Новая крейсерско-гоночная яхта
Крейсерско-гоночная яхта микро-класса «Морской кот»
Крейсерско-гоночная яхта Л6 для дальних походов и гонок
Серийная крейсерско-гоночная яхта класса «четвертьтонник»
Стальная крейсерско-гоночная яхта «Жигули-26РТ»
Крейсерско-гоночная яхта «Алмаз-53»
Стальная крейсерско-гоночная яхта «Таврия»
Крейсерско-гоночная яхта судоверфи ВЦСПС «Былина»
Крейсерско-гоночная яхта «Вэнгард» класса «двухтонник»
Немецкая крейсерско-гоночная яхта «Bavaria-34»
Крейсерско-гоночная яхта класса однотонник «Корвет»


Крейсерско-гоночная яхта «Форвард» по проекту «СТ-36»

Год: 1984. Номер журнала «Катера и Яхты»: 108
          0


В конце июля 1983 г. на Ленинградской экспериментальной судоверфи был спущен на воду первый опытный образец яхты III класса IOR, построенной по проекту «СТ-36» (см. «КЯ» №104). Эта крейсерско-гоночная яхта предназначена в основном для участия в таких крупных соревнованиях, как гонки на Кубок Балтийского или Черного морей.

Выбору «архитектуры» и главных размерений яхты предшествовала длительная поисковая работа. На основе анализа современных тенденций в области проектирования крейсерских яхт были разработаны пять теоретических чертежей, а по ним построены модели. В опытовом бассейне ЛКИ были проведены буксировочные испытания серии моделей по выявлению влияния обводов носа и кормы на сопротивление движению яхты. По результатам этих испытаний был откорректирован теоретический чертеж последней модели и на его основе разработан проект однотонника «СТ-36».

Основные данные яхты «СТ-36»


Информация об изображенииЯхта «Форвард» под парусами
Яхта «Форвард» под парусами
 
Длина наибольшая/по КВЛ, м11,02/9,2
Ширина наибольшая/по КВЛ, м3,68/2,8
Осадка, м1,96
Водоизмещение в состоянии обмера/полное, т4,7/5,6
Масса фальшкиля, т1,7
Обмерная площадь парусности/полная, м264,22/86
Запасы питьевой воды/топлива, л200/80

При разработке общего расположения яхты учитывалось, что судно будет активно использоваться не только в соревнованиях, но и в учебно-тренировочных и круизных плаваниях. В частности, расположение полупереборок и рамных шпангоутов таково, что в одном корпусе без переработки конструкций и изменения дифферентовки можно выпускать два варианта яхты: крейсерский и гоночный. В крейсерском варианте предусмотрен дополнительный носовой двухместный кубрик (в гоночном варианте здесь хранятся паруса).


Информация об изображении«Форвард» довольно вместителен
«Форвард» довольно вместителен
 
Все плоские конструктивные элементы интерьера яхты изготовлены из 10-миллиметровой фанеры БП-А, фанерованной шпоном красного дерева. Кают-компания оборудована большим столом со складными крышками и двумя диванами, над которыми по бортам сооружен второй ярус съемных парусиновых коек на трубчатых каркасах.

Яхта оснащена дизелем «4ЧСП8,5/11» номинальной мощностью 23 л. с. с приводом на складной гребной винт типа «утиный клюв». Дизель без особого осложнения для дифферентовки удалось разместить под кокпитом яхты. Ручка управления подачи топлива и приборы контроля работы двигателя установлены в кокпите. В дальнейшем будут прорабатываться варианты закрытия дизеля звукоизолирующим кожухом и его установки на амортизаторы.

Информация об изображенииЯхта «Форвард» на испытаниях
Яхта «Форвард» на испытаниях
 
Корпус яхты изготовлен из четырех слоев 4-миллиметровой фанеры БП-А методом гвоздевой запрос-совки на стрингерах с применение эпоксидных клеев. По нашему мнению, «скорлупная» конструкция, состоящая из нескольких перекрестно переклеенных слоев фанеры высокого качества, позволяет получить жесткую монолитную оболочку, лишенную таких присущих дереву недостатков, как рассыхание и водотечность.

Гораздо более низкий по сравнению с реечной обшивкой коэффициент линейного расширения фанерного ламината при перепадах влажности и температуры воздуха позволяет применять для окраски корпуса полиуретановые эмали (благодаря их использованию повышается долговечность покрытия корпуса). Кроме того, относительные характеристики прочности и жесткости фанерного ламината позволяют при грамотном проектировании набора создать достаточно легкий корпус, способный выдержать конкуренцию корпуса из стеклопластика или легкого сплава АМг.


Информация об изображенииОбщее расположение яхты
Общее расположение яхты
 
Продольный набор выполнен из сосны, стальные флоры оцинкованы. На последующих образцах яхт будет применена поперечная система набора на гнутых шпангоутах из ясеня. Это обусловлено технологическими особенностями изготовления корпусов на болване.

Стеклопластиковые рубка и кокпит яхты безнаборной конструкции. Рубка лишена привычных иллюминаторов, зато на ней предусмотрен световой люк, обеспечивающий освещение и вентиляцию яхты.

На первом образце яхты плавник киля был сделан сварным из стальных 10-миллиметровых листов с заливкой свинцом; на последующих яхтах он будет литым чугунным.

Палубное оборудование не перегружено механизмами, тем не менее, в гонках оно позволяет эффективно работать с парусами. Весь стоячий такелаж и часть бегучего изготовлены из нержавеющих стальных тросов диаметром, соответственно, 8,25 и 5,1 мм. Мачта на первой яхте выполнена из трубы 120X5 сплава АМг6Н (на последующих образцах ее предполагается делать из овального профиля 160X124 сплава АД31Т1). Благодаря использованию профиля таких сече-чений получилась достаточно гибкая мачта, позволяющая в широких пределах регулировать форму парусов.

Опыт ходовых испытаний «СТ-36» показал, что принятая схема разветвленного такелажа несколько непривычна нашим яхтсменам и требует определенного переосмысления опыта хождения на яхтах классов Л6, «Таурус» и т. д. Судно укомплектовано снабжением в соответствии с требованиями, предъявляемыми ко II категории плавания. Установлен комплект польского навигационного оборудования, в который входят лаг, эхолот, указатель скорости и направления ветра.

В настоящее время на основе результатов проведенных испытаний конструкторским бюро верфи разрабатывается документация для постройки второго опытного образца яхты, выпуск которого намечен к лету 1985 г.


Наш комментарий


Четыре года назад на Ленинградской Экспериментальной судоверфи проектированием и освоением в серийном производстве яхты «Марина» была сделана первая попытка создать специализированное судно для гонок в открытом море; при этом был обобщен десятилетний опыт проведения крейсерских гонок в нашей стране. Конструкторы полностью отошли от традиционных обводов, планировки и оборудования, характерных для яхт класса Л6, а затем и «Алькоров».

Информация об изображенииПостройка корпуса
Постройка корпуса
 
Первый опыт оказался неудачным — объединенный технический совет верфи и Федерации парусного спорта принял решение проектировать и строить новую яхту взамен несостоявшейся как хороший гонщик «Марины» (см. «КЯ» №101). Одной из причин неудачи можно считать недостаточную проверку ходовых и мореходных качеств судна перед его запуском в серию. Глубокой осенью 1980 г. на опытном образце удалось сделать лишь несколько пробных выходов в Невскую губу, а весной следующего года в цехах верфи уже стояли корпуса серийных яхт.

Отрадно, что новое руководство верфью учло этот печальный опыт и не торопится поставить новый проект однотонника «СТ-36» на поток. Образец должен пройти основательную обкатку и доводку в самых разнообразных условиях, включая участие в гонках в открытой части Балтики.

Сразу же после спуска на воду «Форвард» (так был назван опытный образец «СТ-36») был передан опытному экипажу яхт-клуба Балтийского морского пароходства, возглавляемому капитаном Б. В. Хрящевым. В конце прошлогодней навигации экипажу удалось совершить несколько пробных плаваний в район Кронштадта и о-ва Сескар, испытать яхту при ветре 7—8 баллов и на волне высотой до 1,5 м. Всего было пройдено около 200 миль, поэтому делать общие выводы о качествах яхты рано, но на некоторые детали хотелось бы обратить внимание конструкторов.

Информация об изображенииПарусное вооружение
Парусное вооружение
 
Так как однотонник «СТ-36» должен быть быстроходнее по сравнению с другими крейсерско-гоночными яхтами своей группы и иметь преимущество на попутных курсах, конструкторы постарались создать легкое судно с малым водоизмещением и смоченной поверхностью, но с большой энерговооруженностью. На полных курсах «Форвард» несет 160 м2 парусов (34 м2 на каждую тонну водоизмещения). Это на 50 м2 больше, чем у яхты класса Л6, и относительно больше, чем у «Марины», которая несла 25 м2/т. В комплект вооружения «Форварда» входит 14 парусов, предусмотрено 3 спинакера.

Водоизмещение «СТ-36» пока соответствует уровню современных зарубежных крейсерско-гоночных яхт. Заметим, что на зарубежных судах удается обеспечить необходимую жесткость и прочность корпуса за счет применения высокопрочных армирующих материалов типа углеволокна и кевлара, специальной схемы армирования корпусов, строящихся, как правило, из стеклопластика. Насколько же прочным, жестким и долговечным окажется корпус такого же веса, сделанный из фанеры и фактически лишенный поперечных переборок, судить трудно. Настораживает другое — относительно малая масса балластного фальшкиля (38%D). Уже на «Марине» это обернулось недостаточной остойчивостью яхты в свежий ветер. В связи с этим не удалось достичь высоких скоростей и реализовать заложенную в проект энерговооруженность парусами.


Понравилась ли вам эта статья?
+8

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Буер «Малютка» с парусами от «Оптимиста»
Комфортабельный быстроходный катер «Мираж»
Стеклопластиковое каноэ «Таймыр»
Английский мини-швертбот «Тью-16»
Зимний виндсерфинг «Ямал»
Водометный катер на основе чертежей мотолодки «Альга»
Самодельные многокорпусники: катамаран «Морской конек» и тримаран
Быстроходный реданный катер «Пэйсеттер»
Парусный катамаран «Аргонавт»
Надувной разборный катамаран
Проекты нескольких зарубежных яхт-малюток
Комфортабельный двухкаютный семейный катер
Буер «Синяя птица» с парусами от «Оптимиста»
Детский буер с парусом площадью 5 кв. м.
Быстроходная промысловая мотолодка «Тунец»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Крейсерско-гоночная яхта «Форвард» по проекту «СТ-36»

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Гребной тузик-картоп для автомобилистов-рыбаков
Парусная доска для тренировок виндсерфингистов
Лодка «Скат» с педальным приводом
Чертежи знаменитой лодки «МАХ-4»
Крейсерская яхта из старого швертбота класса «М»
Лодка из автомобильных камер измененной формы
Мини-мотолодка «Каскад» на подводных крыльях
Проект семейного катера для туристских плаваний инженера Мак-Лаклена
Универсальная картоп-лодка — швертбот «Кузя-83»
Быстроходная каютная моторная лодка «Альбатрос»
Педальный привод на гребной винт лодки
Пластмассовая лодка под мотор и весла «ЛГ-4»
Крейсерско-гоночные яхты «Арпеж» и «Фёст-30Е»
Швертбот «Скат» класса Т2
Матрица для изготовления корпуса виндсерфера


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 18 + 11 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории