В самые последние годы наши виндсерфисты, выступающие на международных соревнованиях, стали проигрывать на полных курсах. Проанализировав опыт выступления лучших зарубежных спортсменов и методику их тренировок, мы пришли к выводу, что для отработки успешного прохождения полных курсов нашим гонщикам необходимо тренироваться на специальных «быстроходных» снарядах возможно меньших размерений. Подобные парусные доски за границей называют прыжковыми, или досками класса «фан» (подробнее — см. статью «Виндсерферы второго поколения» в «КЯ» №106).
Отмечено, что на парусных досках длиной менее 3 м (лишь бы она выдерживала взрослого спортсмена) гораздо острее ощущается момент выхода на глиссирование и различные изменения скорости. Доска минимальных размеров особенно чувствительна к малейшему изменению положения спортсмена и установки паруса. Поэтому виндсерфист, хорошо освоивший такой снаряд, и на «Виндгляйдере» чувствует себя гораздо свободнее.
В течение двух лет спортсмены Ленинградского кораблестроительного института работали над созданием парусной доски, предназначенной специально для тренировок виндсерфистов высокого класса. За это время были сконструированы, построены, а затем испытаны шесть различных вариантов такого снаряда.
Опытный образец доски, построенный по приводимым чертежам, показал на испытаниях высокие ходовые качества: при ветре около 10 м/с на нем со стандартным парусом «Виндгляйдера» удалось развить скорость выше 16 уз (29,6 км/ч). Управлять такой доской непросто: она, действительно, не допускает неточных движений, очень чувствительна к крену и дифференту.
Разрабатывая ее конструкцию, мы старались по возможности упростить обводы и обеспечить технологичность изготовления снаряда. Корпус изготовлен из авиационной фанеры толщиной 1,5 мм, пенопласта ПС-4 и сосновых реек. Для желающих повторить нашу конструкцию приводим выверенную при разбивке плаза таблицу ординат (заданных, как обычно, по внутренней поверхности обшивки) и основные чертежи.
Изготовление доски следует начинать с вычерчивания на листе фанеры очертаний шпангоутов в натуральную величину. Шпангоуты собирают из сосновых реек сечением 10X30 мм с подкреплением по бортам фанерными кницами, которые ставят по обе плоскости шпангоута. В собранных рамках делают вырезы для киля, мидельвейса и стрингеров.
На стапеле — прямой сосновой доске 2700X120X50, пробивается линия ДП, размечаются положения шпангоутов через каждые 300 мм и устанавливаются шпангоутные стойки и бобышки под оконечности. Стойки следует изготовить из доски толщиной 20 мм. Размеры бобышек определяются по отстоянию шпангоута от базовой линии. Стойки крепят к стапелю на гвоздях с расчетом, чтобы впоследствии собранный корпус можно было легко снять со стапеля.
К стойкам крепят шпангоуты, добиваясь их точного положения относительно ДП и разметки по длине; плоскости шпангоутов должны быть строго вертикальны. Носовая и кормовая оконечности заполняются пенопластом. Для этого, пользуясь таблицей плазовых ординат, вычерчивают оконечности в натуральную величину, изготавливают заполнители из пенопласта с небольшим припуском и устанавливают их на место. В соответствующие вырезы в шпангоутах устанавливаются киль и стрингеры. При этом следует строго следить за тем, чтобы не получилось перекосов шпангоутных рамок. Продольный набор приклеивается к шпангоутам эпоксидным клеем.
После окончательной приклейки с кромок шпангоутов и продольного набора снимают малку. Одновременно с этим снимается припуск на концевых заполнителях. Плавность обводов необходимо проверять при помощи гибкой рейки.
Затем на малкованный набор устанавливают борта из пенопласта толщиной 15 мм. Их выкраивают, пользуясь картонными или фанерными шаблонами, которые снимают с каркаса доски. По кромкам необходимо дать небольшой припуск. Склеиваемые поверхности промазывают эпоксидным клеем, заготовки бортов прижимают к набору при помощи длинных реек и фанерных прижимов — цвинок, как показано на рисунке. После затвердевания клея припуски на бортах срезаются заподлицо с набором.
Листы фанеры, предназначенные для изготовления обшивки днища, заранее состыковывают до нужной длины и размечают по шаблону. К набору днище приклеивают, прижимая при помощи цвинок и гвоздей в районе ДП. Припуски на днище срезают, борта и днище зачищают шкуркой средней зернистости. После установки бортов и днища корпус вместе со стойками снимают со стапеля и переворачивают, затем вынимают стойки.
Корпус укладывается на плоскую поверхность, оконечности подклинивают, чтобы устранить раскачивание, и устанавливают продольный подпалубиый набор и заполнители из пенопласта под степс, плавник и шверт. Фанерная палуба устанавливается аналогично обшивке днища. На фанерную палубу укладывают и приклеивают пенопластовую палубу, которую прижимают при помоги досок и уложенных на них грузов (кирпичей, чушек и др.). После затвердевания клея все острые углы доски скругляют шкуркой, после чего корпус оклеивается стеклотканью на эпоксидном клее. На палубу и борта накладывают два слоя стеклоткани Т-11-ГВС-9, на днище — один слой. В доску врезают шверт и плавник и устанавливают степс.
Готовый корпус зашкуривается, шпаклюется и окрашивается пентафталевыми или другими водостойкими красками.