Новая лодка «ЛГ-4», спроектированная конструкторами Ленинградского производственного объединения «Патриот» ЦК ДОСААФ, представляется удачным компромиссным решением и достаточно полно отвечает всем предъявляемым требованиям.
Основные данные лодки «ЛГ-4»
Длина наибольшая, м | 4,15 |
Ширина наибольшая, м | 1,59 |
Высота борта на миделе, м | 0,6 |
Высота транца в ДП, м | 0,44 |
Пассажировместимость, чел. | 4 |
Масса корпуса со снабжением, кг | Около 100 |
Грузоподъемность, кг | 320 |
Допустимая мощность, л. с. | 12 |
Скорость при полной нагрузке, км/ч | 20 |
Лодка многоцелевая. Она предназначена в первую очередь для работы в спортивно-технических клубах ДОСААФ; на ней можно проводить обучение допризывной молодежи гребле и тренировки в этом виде морского многоборья. «ЛГ-4» будет незаменима для обслуживания соревнований по различным водным видам спорта.
При освоении массового выпуска лодки типа «ЛГ-4» могли бы стать основным ядром прогулочного флота прокатных баз и домов отдыха, туристских баз на водных маршрутах, охотничьих хозяйств. Удобная в эксплуатации универсальная лодка с долговечным и прочным корпусом из стеклопластика могла бы заинтересовать и многие народнохозяйственные организации. Наконец, и при розничной продаже она нашла бы покупателей.
В принципе это лодка того же класса, что и «Пелла», хорошо известная нашим читателям; при практически одинаковой длине она сделана несколько шире. Главное же отличие — характер обводов кормовой части. Если «Пелла» рассчитана на водоизмещающее плавание со скоростью 5—6 км/ч (с полной нагрузкой), то конструкторы «ЛГ-4» добивались глиссирования лодки при сравнительно небольшой мощности мотора. Для этого и понадобилось плоское в корме днище — глиссирующая площадка. Для облегчения выхода на глиссирование и уменьшения ходового дифферента днищ/ придан отгиб вниз у транца. Для улучшения условий работы гребного винта киль в кормовой части срезан.
Под мотором «Ветерок-12» лодка устойчиво глиссирует с полной нагрузкой со скоростью около 20 км/ч.
Во время ходовых испытаний «ЛГ-4» устанавливала на ее транец и вдвое более мощный «Нептун-23». Скорость существенно возрастала — превышала 40 км/ч, однако лодка при этом начинала опасно зарыскивать, теряя управляемость.
На веслах лодка идет довольно легко. При сравнительных испытаниях «ЛГ-4» практически не отставала от популярной чисто весельной лодки-фофана при всех вариантах загрузки.
Непотопляемость «ЛГ-4» обеспечена пенопластовым заполнением пространства под настилом внутреннего дна и под банками. Значительное удобство представляет горизонтальный сплошной настил внутреннего дна; никакие вкладные пайолы не нужны. Отформованные «зиги» под клинкерную обшивку и отгиб по верхней кромке придают необходимую жесткость бортам.
Корпус выклеивается из стеклопластика на основе полиэфирной смолы ПН-609М-21М.
В настоящее время выпускается лишь небольшая опытная серия лодок — около 100 шт. Ведется поиск предприятия, которое могло бы освоить крупносерийное производство.