Основные данные лодки «Славянка»
Длина наибольшая/по днищу | 4,6/3,83 |
Ширина наибольшая/по днищу, м | 1,3/0,75 |
Ширина транца на уровне борта, м | 0,38 |
Высота борта на миделе, м | 0,41 |
Масса с оборудованием и снабжением, кг | 90 |
Грузоподъемность, кг | 180 |
Пассажировместимость по ТУ, чел. | 2 |
В качестве прототипа была принята чисто гребная лодка-дори, обладающая высокими ходовыми качествами, однако, что совершенно естественно, никак не соответствующая указанному ГОСТу. Как показали наши расчеты, статическая остойчивость «Глостерской чайки» на больших углах крена при максимальной грузоподъемности 180 кг (два человека плюс 30 кг багажа) не удовлетворяет требованиям ГОСТ 19105—79. Поэтому нам и пришлось корректировать теоретический чертеж прототипа с целью повышения остойчивости лодки; кроме того, была не» сколько увеличена полнота кормовых обводов для уменьшения дифферента на корму при посадке в лодку двух человек. Ширина лодки и высота борта были увеличены, но в то же время килевая и бортовая линии на проекции «бок» практически не изменились, а высота расположения банок над днищем осталась той же.
В конструкцию корпуса были введены новые элементы: киль, фальшкиль со стальной полосой по всему днищу, наружный буртик, брештуки; усилены привальный брус и скуловой стрингер; обуха для фалиней закреплены на брештуках, появились слани.
Все три детали обшивки (днище и борта) вырезаются из бакелизированной фанеры толщиной 5 мм. Угловые стыки на скуле снаружи оклеены двумя слоями стеклоткани на эпоксидном связующем, что обеспечивает водонепроницаемость корпуса и защиту торцов фанеры от влаги.
Предвидя вопросы читателей, немного расскажу и о технологии. Корпус собирается традиционным способом — вверх килем. Основу стапеля составляет брус, установленный на козлах так, что его верхняя, выверенная по горизонту плоскость является шергень-плоскостью, которая проходит через верхнюю точку борта в месте его минимальной высоты. На брусе закреплены семь лекал; восьмым лекалом служит штатный мидель-шпангоут лодки, собранный заранее. Флоры временно закреплены к соответствующим лекалам. В лекалах и флорах сделаны вырезы под скуловые стрингера и киль.
Сборка корпуса начинается с установки киля и крепления его к флорам и мидель-шпангоуту, а затем транца, закрепляемого к последнему лекалу. Далее к килю присоединяют заготовку форштевня, устанавливают скуловые стрингера и врезают их в форштевень и транец. Следующая операция — установка бортов. Предварительно вырезанные по шаблону борта крепят на клею и шурупах к отмалкованному набору и форштевню, После этого производится мадковка кромок бортов и набора под днище, устанавливаются днищевой лист фанеры и фальшкиль.
После оклейки скул полосами стеклоткани корпус снимается со стапеля и кантуется в положение вниз килем; устанавливаются привальный брус совместно с буртиком, брештуки, подлегарсы, банки, слани, обуха и подуключины. Заключительная операция — полная зачистка обшивки и набора, покрытие олифой и пентафтадевой эмалью ПФ-115 либо лаком ГФ-164.
Весла для лодок первой серийной партии изготовлены с полипропиленовой лопастью, выпускаемой для прогулочных лодок; в дальнейшем верфь планирует освоить выпуск лопастей из стеклопластика, имеющих форму, близкую к лопасти весла для академической гребли. Длина весла (даже не 2,5 м, как на первой лодке, а 2,7 м) значительно больше, чем у стандартных весел, выпускаемых промышленностью. Гребенка на кормовой слани позволяет перемещать ножной упор в пределах 200 мм по длине.
В мае 1984 г. опытный образец новой спортивной лодки успешно прошел предварительные испытания, в том числе и тщательную проверку статической остойчивости. После устранения мелких недостатков, выявленных в ходе предварительных испытаний, опытный образец лодки, получившей название «Славянка», в конце июля выдержал межведомственные испытания, в которых принимали участие представители Управления гребного и парусного спорта Спорткомитета СССР, Опыто-экспериментального завода «Дзинтарс» и тренеры ленинградских гребных клубов.
Лодка получила высокую оценку членов комиссии, которая отметила как хорошие ходовые качества лодки, так и ее внешний вид.
Годовой выпуск лодок — около 100 штук. «Славянки» будут распределяться по гребным клубам и спортивным секциям предприятий с оплатой по безналичному расчету.