Мнение представителей московских городских спортивных организации:
Сразу же хочется провести параллель с парусным спортом. Когда начали культивироваться олимпийские классы яхт — пропал интерес к соревнованиям на судах национального класса М. Перестали проводить на «эмках» большие соревнования — исчез поистине массовый класс. То же произошло с «Драконами». Вывели их из олимпийской обоймы — и не стало самого массового класса килевых яхт... Что поделаешь: все течет, все меняется. Это, если хотите, объективная закономерность.
Не секрет, что и закат народной гребли по этой же причине был не случаен. В начале 50-х годов в связи с вступлением нашей страны в МОК встал вопрос о том, кто будет выступать в гребле на каноэ, которая входит в программу олимпийских игр. В то время этот вид спорта у нас не культивировался, не было ни тренеров, ни гребцов. Поэтому пришлось прекратить проведение чемпионатов страны по народной гребле и предложить сильнейшим «народникам» перейти в новый для них олимпийский вид гребли. Как вид спорта, не имевший выхода на всесоюзную арену, народная гребля прекратила свое существование, зато на ее базе начали усиленно развивать каноэ.
В настоящее время гребля на шлюпках воспринимается как полностью изживший себя вид спорта. Вряд ли есть смысл возрождать его. А уж если возрождать, то лишь там, где «большой» и более дорогой гребной спорт развития получить не может.
Мнение киевских тренеров по академической гребле
Когда у нас еще не было классных яхт, даже первенство страны по парусному спорту приходилось проводить на корабельных шлюпках. Однако сейчас такое показалось бы нелепостью. Так и в гребле. Мы имеем флот «академичек», специализированные заводы, базы, тренеров, стройную систему подготовки спортсменов, добивающихся успехов на международной арене. Во имя чего все это надо теснить и возвращаться к давно пройденному этапу, начиная с нуля?
Мнение представителен одного из ленинградских гребных клубов
Напрасно приверженцы народной гребли убеждают, что народная гребля может быть большим спортом. Ушли те времена. И неверно, что она не требует никаких затрат. Нельзя тренироваться и, тем более, выступать в соревнованиях на любой лодке, взятой на ближайшей прокатной станции. Это должны быть хорошие лодки, отвечающие требованиям народной гребли, в отличном состоянии, с подогнанными к ним и привычными для гребцов веслами. И не стоит думать, что содержать на обычной гребной базе дополнительно несколько лодок только для тренировок по народной гребле — выход из положения.
Вот такие точки зрения были высказаны нам. Но для объективности и убедительности начатого разговора недостает еще одного взгляда на проблему. А что скажут сторонники развития народной гребли?
Мнение Георгия Михайловича Краснопевцева
двукратного чемпиона страны по народной гребле (1936 и 1946 гг.) заслуженного мастера спорта СССР, кандидата педагогических наук:
— Мне хочется начать издалека и с событий ленинградских. Наш город является родоначальником отечественного гребного спорта. Первый в России гребной клуб организовали петербуржцы, занимавшиеся с 1В58 г. в кружке любителей гребли «Моряк на все руки». Через два года он был переименован в Санкт-Петербургский речной яхт-клуб, в котором наряду с различными видами гребли развивали и парус.
Истинный расцвет народной гребли приходится на 30-е годы, когда в ряде городов была налажена постройка легких и ходких шлюпок и у трудящихся появились широкие возможности в свободное время обучаться гребле и тренироваться в специально оборудованных клубах.
В нашем городе народная гребля имела чрезвычайно большое значение и как вид спорта, и как средство отдыха. Взять лодку на прокат можно было не только в любом парке, но и в центре города — у Невского проспекта, Петропавловской крепости. Работала (и с солидной прибылью) сеть лодочных станций. Никого не удивляло, что на Большой Неве, Фонтанке, заливе и т. д. «гуляло» великое множество «фофанов».
Среди 19 ленинградских гребных клубов, в которых регулярно тренировались тысячи спортсменов, наилучших результатов, как правило, добивались представители ДСО «Пищевик», «Спартак», «Динамо». Надо сказать, что ленинградские экипажи задавали тон в развитии отечественного гребного спорта. Они были лучшими практически на всех чемпионатах страны и лишь однажды (в 1934 г.) сдали лидерские позиции свердловчанам.
Однако времена меняются, ценности переоцениваются. За последние тридцать лет Ленинград изменился и вырос. Застроились пустынные берега. На водных артериях появились скоростные суда на подводных крыльях, экскурсионные теплоходы. Зато сейчас — даже спустя четыре года после принятия решения возродить народную греблю — увидеть весельную лодку удается крайне редко. Молодые горожане не знают порой как правильно сесть в лодку. Даже морские школы ДОСААФ стали забывать шлюпку: учат допризывников электротехнике, электронике, сложному морскому делу, а умеет ли будущий моряк плавать и грести — дело второстепенное.
В одном только согласен я с высказываниями тех, кто против народной гребли. Действительно, материально-техническая база ее уже не та. Но никто и не предлагает возрождать полностью то, что было, тем более в ущерб «большому» спорту. На новом этапе греблю на шлюпках как вид спорта нужно развивать не вместо и не за счет академической гребли. Она должна помогать находить новые таланты для сборной СССР по академической гребле, так как гораздо доступнее для освоения. И не только потому, что сами лодки привычнее и дешевле. При существенно меньшей сложности движений народная гребля нисколько не хуже академической помогает развивать выносливость и силу, координацию и ловкость.
Культивировать греблю на шлюпках нужно не повсюду, а только там, где есть условия и возможности для действительно широкого ее развития. Речь идет не о том, чтобы на каждой гребной базе завести несколько шлюпок и специально готовить спортсменов, которые могли бы ездить на зональные и всесоюзные встречи. Главное — наладить спортивную работу на промышленных предприятиях, приобщить молодежь к регулярным занятиям спортом.
Мне представляется, что народная гребля должна служить средством лучшей организации отдыха трудящихся, утверждения здорового образа жизни. Как средство оздоровления ее нужно развивать в первую очередь в местах массового отдыха трудящихся.
О народной гребле можно спорить, есть у нее свои проблемы, но главное все же в другом. Сегодня регулярные соревнования уже проводятся минимум в 60 городах страны. Число поклонников этого вида спорта неуклонно растет. Стало быть, приобретает определенный интерес и первый опыт развития народной гребли.
Основными центрами сегодня являются те города и трудовые коллективы, где сохранились традиции 30-х годов и занятия народной греблей не прекращались даже в годы «опалы». Среди них особое место занимает Свердловск. Уральские гребцы принимают участие во всех всесоюзных соревнованиях, открытых первенствах РСФСР и УССР и выступают прекрасно. Например, на чемпионате 1984 г. сильнейшей среди женщин-«одиночниц» была Людмила Пелевина. На шлюпках-двойках 2-е место завоевали Раиса Бородавка, Фаина Зиятдинова и Татьяна Слушкина. Среди мужчин-«одиночников» лучшим стал Михаил Сафонов, а 2-е место занял Сергей Салтанов. На шлюпке-двойке золото завоевали Сергей Коньшин, Геннадий Шишкин и Салават Ибрагимов, а бронзу — Ильяс Тимергазин, Валерий Стенин и Дмитрий Семенов.
Народная гребля культивируется в трех заводских коллективах, а их флот насчитывает 50 лодок типа «Днепрянка». Тренируются спортсмены в основном на Верх-Исетском водохранилище, где проводится много различных состязаний. Наибольшим успехом пользуется межзаводская смешанная эстафета, в которую входит и гребной этап.
Чемпион 19В5 г. Василий Кротких так объясняет успехи свердловских спортсменов: «В нашем городе все жители всегда с трепетной любовью относились к весельным лодкам, любили и любят проводить свободное время на воде. С другой стороны, в Свердловске очень много и энтузиастов гребли на шлюпках. Михаил Петрович Сафонов, к примеру, в греблю пришел 15-летним пареньком. Выигрывал открытое первенство Украины, первенства России и ЦС ДСО, чемпионат страны... В настоящее время он работает тренером в спортклубе завода «Уралкабель», является одновременно и старшим тренером сборной РСФСР».
Второй адрес опыта — Днепропетровск. Большую организационно-пропагандистскую работу по развитию народной гребли проводит здесь коллектив сподвижников, возглавляемый первым в стране гребцом заслуженным мастером спорта председателем спортклуба Метизного объединения Владимиром Селиверстовичем Будиловским. Рабочий этого объединения очень много сделал для создания хороших условий занимающимся греблей. Благодаря ему появилась на берегу Днепра и благоустроенная гребная станция, которая располагает сейчас 20 шлюпками-одиночками и 20 шлюпками-двойками производства лодочных мастерских Херсонской области. В секцию гребли он вовлек 80 рабочих объединения.
Зимой спортсмены три-четыре раза в неделю занимаются общей физической подготовкой и на тренажерах. Весной и летом, когда тренировки переносятся на гребной канал и непосредственно на Днепр, нагрузка на каждую лодку составляет 200 и более километров в месяц.
Прекрасные условия для гребцов созданы в городе Каменск-Уральский. Трудящимся металлургического завода есть чем гордиться. На берегу живописной Исети (приток Тобола) построено двухэтажное благоустроенное здание гребной базы спортклуба «Металлург». Есть и просторный эллинг, и современные причальные устройства. Для занятий в зимнее время клуб имеет отдельное помещение, оборудованное гидравлическими тренажерами и гимнастическими снарядами, душевыми комнатами. Есть даже фотолаборатория.
Проведению занятий помогают инструктора-общественники, руководит ими председатель клуба В. Калистратов. За 13 лет существования «Металлурга» подготовлено 25 мастеров спорта. Регулярно проводятся совместные лодочные походы.
Благодаря энергии поклонников народной гребли за последние годы появился целый ряд новых опорных центров развития этого вида спорта: Рига, Минск, Саратов, Уфа, Владивосток, г. Сергеевка (Казахстан) и др.
Ярким примером горячо увлеченного человека может служить Александр Любимов — тренер команды Казахстана, дебютировавшей в чемпионате-85. Двумя годами раньше по окончании Московского института физкультуры Саша был направлен в г. Сергеевку в качестве тренера по академической гребле. В городе хорошие условия для занятий — река Ишим и Сергеевское водохранилище, очень много желающих заниматься водными видами спорта. Поэтому молодой тренер, который во время учебы с удовольствием и успешно выступал на шлюпке, организовал секцию народной гребли.
Нет у его секции ни своих спортивных сооружений, ни своих лодок, однако на арендованных у базы рыболовов шпоновых лодках типа «Кефаль» (к сожалению, очень тяжелых) регулярно занимается большая группа рабочих и студентов. Чтобы решить проблему весел (хотя бы относительно), пришлось своими силами переделать весла, предназначенные для академической гребли.
Опыт подсказывает: спортивные секции народной гребли возникают главным образом при коллективах предприятий и там, где имеются расположенные на удобной акватории базы отдыха. Этот курс, очевидно, и стоит поддерживать, так как он отвечает проблемам достижения массовости, использования местных традиций и возможностей, не составляя при этом конкуренции другим водным видам спорта, а являясь просто их резервом.
Больше внимания в связи с этим следует уделять развитию сети прокатных лодочных станций. Сейчас вся эта сеть совершенно оторвана от каких бы то ни было спортивных забот. Работают станции — и хорошо. Кто плавает, зачем, что надо сделать, чтобы походы на «фофане» стали потребностью и привели к регулярным занятиям спортом, — это хозяев прокатных станций не волнует. Более весомое слово должны сказать лодочные базы профсоюзной сети домов отдыха и санаториев, различных турбаз и тургостиниц, пионерские лагеря. Нужно, видимо, восстановить категорию общественных инструкторов, специализацию тренеров по народной гребле в институтах и техникумах физической культуры.
Во имя массовости гребли на шлюпках требуется наладить выпуск лодок. О мероприятиях, проводимых Главспортпромом Госкомспорта СССР, достаточно подробно рассказано в статье А. Беркутова. Следует только добавить, что сейчас возрастает необходимость производства возможно большего количества пластмассовых шлюпок, значительно меньше подверженных поломкам и порче, увеличения выпуска весел к ним. Опыт Минска, Казахстана и Латвии показывает, что проблема весел стоит не менее остро, чем проблема лодок.
Народная гребля прочно входит в нашу жизнь и быт. Это факт, от него никуда не уйдешь. Вопрос сейчас может стоять только так: не мешать ей, а способствовать .ее более быстрому развитию.