Информация об изображении
Экспозиция туристских катеров и яхт, построенных по мотивам средиземноморских рыболовных ботов
Очередная международная выставка катеров и яхт и оборудования для них, проходившая в феврале этого года в испанском городе Барселона, была оценена специалистами как наиболее реалистичная за последние годы. Это прежде всего сказалось в некотором сокращении числа экспонатов, которые смогли разместиться всего в трех залах вместо обычных четырех. Не потребовалось, например, выделять отдельное помещение для парусных досок: производство их стабилизировалось и экспозиция нескольких фирм в этой области смогла разместиться в одном зале с яхтами.
Экспозиция туристских катеров и яхт, построенных по мотивам средиземноморских рыболовных ботов
«Морской салон» в Барселоне пользуется такой же широкой популярностью, как и традиционные выставки лодок в Лондоне, Париже и Генуе. Продемонстрировать свои новейшие достижения на 24-й выставке пожелали, кроме испанских верфей, также крупные экспортеры малых судов и оборудования для них из других стран Европы и Америки. По объему заключенных здесь сделок можно сделать вывод, что депрессия на европейском рынке прогулочных и спортивных судов, характерная для предыдущих лет, уже миновала свою низшую точку и испанцы вновь начали вкладывать капитал в суда для морского спорта.
Парусные суда
Одной из самых привлекательных крейсерских яхт была «Норт Винд 47», строящаяся в Испании по проекту Марчело Пенна. Это комфортабельное судно имеет три отдельных двухместных каюты, просторную и светлую кают-компанию, два поста управления — открытый в кокпите, используемый при плавании под парусами, и закрытый в рубке для управления при длительных переходах под двигателем. По энерговооруженности — 7,5 л. с. мощности двигателя и 9,3 м2 площади парусности на каждую тонну водоизмещения — яхта является моторным парусником с примерно одинаковыми ходовыми качествами при движении под парусом и мотором. Эффективная оснастка с большими топовыми стакселями позволяет яхте участвовать в маршрутных гонках на большие расстояния.
14,25-метровый корпус строится из стеклопластика; палуба трехслойной конструкции с сотовым заполнителем «Пластицелл D-75», который является термической и звуковой изоляцией. Снаружи на стеклопластиковую палубу и сиденья кокпита наклеены рейки из тика — древесины, придающей судну нарядный вид и обеспечивающей хорошее сцепление обуви с мокрым палубным настилом.
Другая новинка — стеклопластиковая яхта «Фурия-32» — строится на испанской верфи «Дреспорт» по проекту французских яхтенных конструкторов Жубера и Нивеля. Корпус армируется ненаправленным стекловолокном, палуба трехслойной конструкции с заполнителем из пенопласта. Формование корпуса осуществляется вручную, что обеспечивает высокую прочность конструкции при малом весе. Яхта выпускается в двух вариантах — гоночном и туристском. Во втором варианте в кормовой части яхты под кокпитом оборудуется двухместная каюта владельца; всего же на судне 7 спальных мест. Имеется удобный камбуз, штурманский уголок. Высота во внутренних помещениях яхты — 1,85 м.
Тонкий глубокий киль отлит из чугуна и крепится к усиленным флорам посредством болтов из нержавеющей стали. Гоночный вариант яхты снабжается обширным парусным гардеробом, начиная со штормового стакселя площадью 7,8 м2 и кончая большим спинакером (87,3 м ).
Высоко оценили специалисты новую крейсерско-гоночную яхту «Ибиза-410», созданную конструкторской группой Джавье Висьерс. При общей длине 12,3 м (длина по ватерлинии — 9,50 м) эта стеклопластиковая яхта имеет водоизмещение всего 6 т. Плавниковый киль отлит из сплава свинца с 4% сурьмы и при осадке 2,2 м обеспечивает достаточно высокую остойчивость яхты, несущей 91 м парусов (грот — 30,2, генуэзский стаксель — 60,61 м2).
Среди судов меньших размеров большой успех на выставке имел «Келт-24», спроектированный французским конструктором Филиппом Брианом и строящийся сейчас в Испании. При длине 7,55 м на яхте оборудовано 5 спальных мест. Поднимающийся киль позволяет уменьшать осадку, что делает это сравнительно недорогое судно идеальным для семейных плаваний вдоль побережья.
Крупнейшие в Европе конкурирующие фирмы «Дженно» и «Бенетьё» (Франция) представили в Барселоне несколько новых моделей яхт популярных размерений — от 7 до 12,5 м длиной.
Моторные суда
Испанские верфи демонстрировали в основном крупные мореходные быстроходные моторные яхты, пользующиеся спросом на мировом рынке. Они отличаются комфортабельностью и высоким качеством отделки, мощной и надежной механической установкой. Характерным представителем этой группы судов является «Ареса-130 Фаст». Катер имеет динамичный внешний вид — традиционная рубка заменена здесь на удлиненный бак, боковые стенки которого переходят в комингсы просторного кокпита. Жилые помещения оборудованы в носовой части корпуса, где имеется каюта владельца, санузел, камбуз и кают-компания. При необходимости кают-компанию можно отделить от остальных помещений матерчатым занавесом и превратить ее в спальную каюту.
Моторный отсек, в котором установлены два 300-сильных дизеля, отделен от жилых кают двойной переборкой для снижения уровня шума. Ахтерпик отведен под хранилище топлива. Катер развивает максимальную скорость 60 км/ч.
Современные линии отличают и новую комфортабельную моторную яхту «Мартиника», построенную по проекту с чертежной доски известного конструктора океанских гоночных катеров Дона Шеда. Корпус яхты с обводами «глубокое V» во многом напоминает эти катера, соревнующиеся на открытой воде при волне, достигающей порой высоты 2 м. Четкие линии корпуса, высокие светлые внутренние помещения, удобный мостик на крыше рубки с дублированным управлением катером — все это делает 1 3,72-метровый катер, экспортируемый в Испанию английской фирмой «Сансикер Интернэйшнл Боутс», привлекательным для прибрежного крейсерства в Средиземноморском бассейне.
На испанских верфях строится немало судов по проектам итальянских конструкторов. Широкую гамму прогулочных катеров, например, представила в Барселоне фирма «Рио Иберика». Каталог этой фирмы начинается с 4-метровой открытой мотолодки «Рио-400 Гол», предназначенной для кратковременных прогулок и спортивной рыбной ловли, и кончается 8,3-метровым каютным катером «Рио-830», пригодным для туристских плаваний вдоль морского побережья и по большим рекам. Этот катер снабжается одним или двумя бензиновыми двигателями общей мощностью до 260 л. с. с поворотно-откидными колонками. В каюте имеются два двуспальных места; тент над кокпитом превращает его в дополнительное жилое помещение. Шлюпбалки на транце позволяют иметь в распоряжении экипажа небольшой тузик или надувную лодку.
Как один из наиболее интересных катеров специалисты оценили спроектированный и построенный в Италии «Оффшор Мэрин». Благодаря стреловидным реданам на килеватом днище этого катера смоченная поверхность на режиме глиссирования существенно уменьшается, что обеспечивает увеличение скорости на 35% и сокращение расхода горючего на 20 % по сравнению с аналогичными катерами, имеющими безреданные обводы. «Оффшор Мэрин» мягко идет по невысокой крутой волне, по временам полностью отрываясь от поверхности воды, обладает хорошей остойчивостью. Два бензиновых двигателя мощностью по 280 л. с. сообщают этому 6-местному катеру, весящему порожнем 3200 кг, скорость 100 км/ч.
Стоимость всех этих быстроходных и комфортабельных катеров довольно высока и приобрести их в личное владение может ограниченный круг лиц. Гораздо более доступными и популярными являются моторные и моторно-парусные суда, строящиеся несколькими испанскими верфями по типу старинных рыболовных судов Средиземного моря. Естественно, материал корпуса и оборудование этих судов, называемых в Испании «ллаут», вполне современны, но от своих предшественников они сохранили такие черты, как высокая мореходность и малая осадка, которая позволяет плавать вблизи берегов.
Информация об изображении
Общее расположение туристского стеклопластикового бота «Муйбка-32» длиной 9,6 м
Один из новейших вариантов подобных судов — 9,6-метровый бот «Муйбка-32». Обводы корпуса с большой полнотой ватерлиний позволили оборудовать на судне две каюты, просторную закрытую рулевую рубку, в которой расположен и камбуз, открытый кокпит в корме. Судно может нести небольшую вспомогательную парусность и вполне пригодно для продолжительного отдыха.
Общее расположение туристского стеклопластикового бота «Муйбка-32» длиной 9,6 м
На выставке, как всегда, демонстрировались и двигатели для малых судов. Среди экспонатов крупных фирм, выпускающих подвесные моторы, новинок практически не было, если не считать оснащение уже известных ранее моделей электронными системами и гидравликой, а также несколько модификаций моторов с длинной «ногой» для использования их на парусных яхтах.
Больше интересного можно было увидеть среди установок с угловыми поворотно-откидными колонками. В частности, американский концерн «ОМС» выпустил на рынок шесть моделей колонок новой серии «Кобра» с рабочим объемом двигателей от 2,5 до 5,7 л: ,4-цилиндровые мощностью 120 и 140 л. с. при 4600 об/мин, 6-цилиндровые с V-образным расположением цилиндров мощностью 175 и 205 л. с. (4800 об/мин) и 8-цилиндровые мощностью 230 и 260 л. с. Эти карбюраторные двигатели выпускаются на заводе «ОМС» в Бельгии. Удельная масса двигателей — от 1,6 до 2,4 кг/л. с. Как и другие современные агрегаты такого типа, они не требуют устройства специального фундамента в корпусе катера, а крепятся через фланец непосредственно к транцу. Расположение болтов для крепления колонок в настоящее время стандартизовано, что облегчает применение установок различных изготовителей и мощности на строящихся и эксплуатируемых катерах.
«Меркруйзер» демонстрировал на выставке миллионный экземпляр угловой колонки, выпущенной с момента начала их производства в 1962 г. Сейчас в каталоге фирмы 12 моделей установок мощностью от 120 до 370 л. с.
Но, вероятно, наиболее интересным катерным двигателем был разработанный фирмой «БМВ» (ФРГ) 5-цилиндровый «D-530 .ТА». Он выпускается в двух вариантах — с угловой колонкой и с прямым реверс-редуктором» Двигатель отличается малым уровнем шумности при работе, высоко экономичен. Для повышения мощности применен турбонаддув, система охлаждения двухконтурная с охлаждаемым водой выпускным коллектором» Дизель развивает 150 л. с. при 3800 об/мин; степень сжатия 1:22.
Еще одна европейская фирма — итальянский концерн «Ивеко» — выставила целый ряд двигателей в морском исполнении мощностью от 50 до 550 л. с.
Приборы для яхт и катеров
В Испании приборы для малых судов не выпускаются, поэтому экспозиция состояла из стендов японских, западногерманских, французских, английских и американских фирм» Среди всех выделялся новый электронный «Комбайн», предложенный французской фирмой «Пластимо». В одном компактном приборе объединены функции указателя скорости и пройденного расстояния, эхолота и анемометра» Скорость измеряется с точностью до 0,1 узла, пройденное расстояние — до 0,01 мили (от 0 до 9999,99 мили), скорость ветра — до 1 уз (от 0 до 99 уз). Эхолот работает до глубины 50 м. «Комбайн» скомпанован в одном пластмассовом корпусе, который легко размещается на приборном щитке и соединяется проводами с соответствующими датчиками» На панели прибора имеется дисплей и кнопки включения показаний на нем интересующего параметра» Для счетчика пройденного расстояния имеется свой цифровой индикатор.
Английская фирма «Брукс и Гэйтхауз» демонстрировала свою комбинированную систему приборов для яхт типа «Геркулес-2-система 290». Информация о различных параметрах движения яхты от соответствующих датчиков поступает в компьютер, собранный на микропроцессорах, и, обработанная здесь, передается на дисплеи» Благодаря большой величине светящихся цифр на дисплеях (40 мм) индикаторы могут быть установлены достаточно далеко от поста управления, например, на мачте. Всего в приборе 32 канала информации, на его дисплеях можно получить скорость яхты, вымпельного ветра, курс относительно ветра и скорость продвижения прямо против ветра, пройденное расстояние и т. п. Но самым интересным является новый «Соник спид» — датчик скорости, который работает по принципу измерения времени прохождения звука между двумя точками на поверхности судна, которое изменяется в зависимости от скорости потока воды, обтекающего корпус. В одной из точек устанавливается излучатель ультразвуковых колебаний, в другой — приемник.
В многофункциональной системе «VDO Navpac» западно-германской фирмы «ВДО Марин» каждый компонент имеет отдельный микропроцессор, который обменивается информацией с другими и выдает информацию на дисплей (скорости и угловые параметры, глубину воды и т. п.)» Благодаря этому система обладает большой живучестью — в случае выхода из строя какого-либо элемента остальные продолжают работать. Система отличается высокой скоростью расчета и дает выходные данные через 0,2 секунды после измерения параметра.