Надо сказать, что в адрес этого проекта за прошедшие годы со стороны тренеров, судей, спортсменов-парусников раздавались не всегда лестные отзывы. Главные претензии вызывали малая длина «Ритма», теснота кокпита, отсутствие каких-бы то ни было конструкций для перевозки мачт и парусных досок, сильная качка короткого килеватого корпуса при стоянке в открытом море.
Основные данные катера
Длина наибольшая, м | 6,1 |
Ширина наибольшая, м | 2,26 |
Высота борта на миделе, м | 1,02 |
Осадка наибольшая, м | 0,67 |
Пассажировместимость, чел. | 5 |
Грузоподъемность, кг | 500 |
Мощность двигателя, л. с. | 90 |
Все эти замечания конструкторы постарались учесть в новом проекте спортивного катера. Он имеет умеренно-килеватые (до 15,5°) обводы корпуса, длина которого увеличена с 5,4 до 6,0 м. Четыре продольных редана (по два на борт) и отгиб скулы с увеличивающейся к транцу шириной горизонтального участка компенсируют в какой-то мере потерю гидродинамического качества из-за килеватости. По борту имеется слом, который не только придает дополнительную жесткость конструкции, но и уменьшает резкую бортовую качку в свежую погоду.
Увеличена площадь кокпита — основное место работы судейской бригады и тренеров — теперь она практически не уступает площади кокпита 7-метровой «Регаты» — более крупного катера, выпускаемого заводом для этих же целей.
Для перевозки парусных досок, мачт по левому борту катера сделаны специальные стойки. На смену тесноватой рубке-убежищу пришла рубка с жесткой переборкой и двустворчатой дверью. Мягкие диваны по периметру рубки, которые можно оборудовать в спальные места, тканевая зашивка подволока и ковровое покрытие настила создают экипажу во время перехода к месту соревнований дополнительные удобства. По левому борту в рубке выгорожен столик для плиты. В передней стенке рубки имеется форточка-люк для выхода на палубу.
Для безопасности экипажа в свежую погоду в носу катера, на крыше рубки, по периметру кокпита сделаны релинги и поручни.
Стеклопластиковый корпус формуется из трех секций: собственно корпуса, секции палубы и рубки. Весь набор корпуса, в том числе и коробчатый стрингер, также стеклопластиковые (на основе смолы ПН-609-21 м). Толщина днища — 6—8 мм, бортов — 4—5 мм, палубы — 5—6 мм, рубки — до 6 мм.
В качестве двигателя устанавливается стационарный двигатель «М8ЧСПУ-100», конвертированный из автомобильного «ЗМЗ-53». Он наполовину «утоплен» под настил кокпита и закрывается сверху двустворчатым капотом, который обеспечивает хороший доступ для его ремонта и обслуживания, а также профилактики углового реверс-редуктора. К сожалению, двигатель нельзя назвать экономичным и легким, но на сегодня это единственная доступная модель катерного двигателя.
Такое положение серьезно тормозит совершенствование отечественных спортивных катеров. Без обновления моторной базы трудно рассчитывать на совершенствование спортивных катеров в будущем.
В заключение добавим, катер успешно прошел межведомственные испытания и был рекомендован к серийному выпуску с будущего года. На испытаниях в Финском заливе в ветреную погоду катер показал хорошие мореходные и ходовые качества, развил скорость около 45 км/ч. Катер за счет небольшой высоты рубки имеет уменьшенную парусность. По дизайну отвечает современным требованиям спортивного судостроения. Его ориентировочная цена 11—12 тыс. руб.