Основные данные катера
Полная длина, м | 12,7 |
Длина жесткого корпуса, м | 11,25 |
Полная ширина, м | 4,7 |
Ширина жесткого корпуса, м | 3,9 |
Высота борта, м | 0,95 |
Осадка, м | 0,62 |
Мощность силовой установки, л. с. | 2X299 |
Максимальная скорость, уз. | 26 |
Экипаж, чел. | 4 |
Основной корпус такого катера делается из стеклопластика с современными гидродинамическими формами (обычно с обводами «глубокое V»), обеспечивающими высокие ходовые и мореходные качества. По его бортам крепятся цилиндрические надувные емкости, которые образуют мягкие кранцы, хорошо защищающие борта от ударов о спасаемые суда и придающие катеру дополнительный запас плавучести и остойчивости. Благодаря надувным бортам спасательные операции становятся более безопасными для людей, плавающих в воде.
Положительный опыт эксплуатации Голландской спасательной службой жестко-надувных катеров «Атлантик-21» послужил основой для разработки проекта уже 11,25-метрового катера. Его ширина, исключая надувные борта — 3,9 м, обводы корпуса — выпукло-килеватые, со значительным углом килеватости днища, что позволяет поддерживать высокую скорость на крутой прибойной волне. Для уменьшения габаритной осадки и защиты движителей от повреждений применены водометы.
Жесткий корпус катера и рубка изготовлены из коррозионностойкого алюминиевого сплава сварной конструкции. Толщина наружной обшивки в носовой части — 6,3, в корме — 5,3 мм. Связями продольного и поперечного набора поверхность обшивки разбита на пластины с размерами 30Х30 см. Корпус имеет две водонепроницаемые переборки: таранную в носу и переборку моторного отсека.
Гибкие надувные оболочки общим весом 250 кг изготовлены из кевлара, покрытого неопреном. Они прикреплены к жесткому корпусу болтами, проходящими через монтажные клапаны, что позволяет быстро демонтировать емкости при их ремонте или замене. Диаметр баллона в кормовой части составляет 820 мм, в носу уменьшается до 610 мм. Перегородками он разделен на 12 отсеков с индивидуальными ниппелями для подачи воздуха от электрокомпрессора.
Силовая установка катера состоит из дизелей «Перкинс-8540(М)» мощностью по 299 л. с. при 2400 об/мин. Запасы топлива рассчитаны на 8 часов хода при полной мощности. Моторный отсек находится под ходовой рубкой, каждый из двигателей имеет свой собственный воздухозаборник, чтобы обеспечить максимальную мощность без интенсивной вентиляции моторного отсека. В случае опрокидывания катера воздухозаборники обоих дизелей и приемный патрубок охлаждающей воды перекрываются заслонками с электроприводами
Водометные движители с диаметром рабочего колеса 356 мм изготовлены из нержавеющей стали и армированного пластика. Максимальная скорость, полученная на испытаниях, составляет 26,3 уз, причем с нагрузкой 12 человек она снижается всего на один узел. Тяга на швартовах превышает 3000 кгс, что позволяет буксировать довольно крупные суда Для регулирования ходового дифферента сопла водометов установлены на шарнирах, позволяющих отклонять их в вертикальной плоскости на угол ±10°. Скорость с одним работающим дизелем составляет 16 уз.
Ходовая рубка обеспечивает не только защиту экипажа и спасенных, но также за счет своей высоты и объема способствует быстрому самовосстанавливанию катера в случае его опрокидывания. Экипаж из четырех человек располагается в хорошо амортизированных креслах; здесь же имеются сиденья для 22-х спасенных человек. Помещение можно использовать в ином варианте — разместить 10 спасенных и трое носилок с пострадавшими. Уровень шума, измеренный в рубке во время ходовых испытаний при полной мощности, не был чрезмерным и составил несколько ниже 86 дБА.
Подъем спасаемых осуществляется через транец катера, где откинутая вниз часть фальшборта образует наклонную рампу на уровне ватерлинии.