Много раз я проезжал эти места и всегда царапало душу желание выйти из вагона, остаться на денек-другой в озерном краю. Дерзости, видимо, не доставало или дела гнали вперед. Но вот и дождался часа: сама Имандра позвала — не красой теперь, а болью заманила...
В редакцию пришли письма от наших читателей с просьбой: «Направьте специального корреспондента». Я не стану их цитировать, но скажу что в письмах отчетливо слышался сигнал бедствия.
Внешне Имандра изменилась мало, особенно в глухих местах, где не видно следов деятельности человека. И вода вроде бы отсвечивает перламутром на солнце, девственны берега. Но стоит приблизиться к любому населенному пункту, как увидишь другой пейзаж. Деревянная прибрежная «архитектура» напоминает нечто из каменного века. Особой пещерной затейливостью отличается бухта Тик-губа. Наслоениям сараев на сарай здесь нет предела — вглубь, вширь, ввысь...
В Тик-губе сосредоточен маломерный флот двух городов — Апатитов и Кировска Пересчитать его пока еще никому не удавалось: предполагают что моторок около тысячи. Сарайные терема хранят не только моторы, горючее, рыболовные снасти, но и следы огня. Пожары фиксировались здесь неоднократно. Это естественно, ведь в царстве хаоса говорить о технике безопасности абсурдно.
Некоторые владельцы моторных лодок пренебрегают самыми элементарными правилами судовождения. Многие катера совершенно не оборудованы спасательными средствами; владельцы их и понятия не имеют, какие средства должны быть на борту. Иные судоводители не имеют прав, за всю жизнь никто их не экзаменовал и не выдавал инструкций, однако это ничуть не мешает им беспрепятственно ходить по озеру.
Беспрепятственно! Препятствия ставит сама природа Бесчисленное число аварий терпит маломерный флот на озере Имандра. Бывает, что аварии сопряжены с жертвами. Каждый год озеро уносит жизни все по тем же причинам — из-за пьянства на воде, халатности, неграмотного обращения с техникой, незнания навигационной обстановки.
Отчего же возникло такое положение на одном из крупнейших озер Европы?
Ответить на этот вопрос не так просто. Ответственные люди (мы с ними познакомимся) рассуждают: «Стоит ли бить тревогу о маломерном флоте, когда самой Имандре грозит беда?! Из такого озера флот сам уйдет...»
У читателя может сложиться мнение, что я слишком сгущаю краски.
Газета «Правда» писала об Имандре: «В результате так называемого техногенного воздействия на озеро, по последним данным контрольных служб, в несколько раз снизилась природная прозрачность, увеличилась общая минерализация воды, и она становится все более непригодной для разведения рыбы, хозяйственно-питьевого потребления» (11 марта 1984 г.).
Со всей страстью поэтического дара говорил об озере Михаил Пришвин: «Имандра — это мать, молодая, спокойная. Быть может, и я когда-нибудь здесь родился, у этого пустынного спокойного озера, окруженного чуть видными черными горами с белыми пятнами. Я знаю, что озеро высоко над землей, что тут теперь солнце не сходит с неба, что все здесь прозрачно и чисто...» Имандра вдохновила писателя на философское обобщение, он заговорил о вечности. И как эти слова диссонируют с газетными: «В результате техногенного воздействия»...
А результат печален. Чистоту озера не спасают 1379 впадающих в него водотоков и довольно изрядная глубина, достигающая местами 67 метров. Давным-давно не заходит в озеро семга, катастрофически снижаются запасы сига, редкостью стали палия, кумжа, хариус. Этими ценнейшими породами рыб исключительно богато было озеро. Сейчас тот же сиг часто вылавливается слепым, биологи находят у рыб образовавшиеся во внутренних органах камни... Причина одна — чрезмерно минерализованная вода насыщена далеко не безвредными химическими элементами. И виновник давно выявлен — производственное объединение «Апатит» (г. Кировск).
За полвека хозяйствования горняков на защиту Имандры поднимались многие авторитеты и солидные издания. Государство отпускало большие средства на природоохранные мероприятия, но очистные сооружения оставались на бумаге, а деньги тратились по другим статьям. Потребительское отношение к природе достигло сегодня уже такой фазы, что вопрос об озере стоит так: быть ему или не быть?
Заведующий лабораторией охраны окружающей среды Кольского филиала АН СССР доктор биологических наук В. В. Крючков утверждает, что комбинат «Апатит» не выполняет предписаний ученых:
— Технология защиты озера постоянно удешевляется, заменяется одно другим и «укорачивается» сама идея...
А в одном из официальных отчетов с городской трибуны руководство объединения утверждало, что ученые нескольких институтов, включая КФ АН СССР, «сырые» решения вводят в регламент работ, проектировщики без тени сомнения предлагают «замкнутый водооборот», строительство которого в реальные сроки не укладывается...
Не в компетенции журнала «Катера и яхты» разбирать правоту ученых и практиков. Та и другая стороны обязаны понять, что их тяжба и разногласия дорого обходятся природе и государству, а в итоге — человеку. Деформируется его экологическая культура, страдает нравственный облик, усваивается потребительский подход к природным благам. Рассуждения просты: если на глазах у всех гибнет озеро, стоит ли говорить о соблюдении норм поведения на его берегах и на воде?
Именно такая нота чувствовалась даже в рассуждениях секретаря исполкома города Апатиты В. А. Лопатина, на которого возложено кураторство над маломерным флотом:
— Если подняться на самолете над Имандрой в хорошую погоду, можно увидеть, как хвосты расползлись на одну ее треть. Видно невооруженным глазом: в той черной воде — пусто. А вы о правилах плавания...
Местное руководство было вынуждено признать, что специальной службы, упорядочивающей жизнь маломерного флота, в их районе нет!
Вопрос уже стоит так: надо ли пытаться ее наладить? Ответить отрицательно на этот вопрос — согласиться с гибелью озера. Неужели так далеко зашло дело, что и вера потеряна в возрождение жизни Имандры?! Это самое страшное. Но хочется верить: настанет-таки время добрых перемен и на Кольском полуострове.
Первые шаги (очень скромные) делаются. Кое-где на берегу взамен деревянных сот ставят кирпичные сараи. В исполкоме планируются катерные кооперативы. Но они вберут лишь частицы неорганизованного флота, рассыпавшегося по Имандре. И те первые «упорядоченные» гаражи не имеют службы, диктующей правила содержания катера, плавания, поведения на воде. Ни дежурных, ни ответственных за боны, за противопожарное состояние... Рано или поздно это надо внедрять. Практика давно показала: при установленном порядке на берегу и на воде легче и интереснее можно организовать повседневную жизнь судовладельца.
К благоприятным приметам можно отнести и открытие в Апатитах участка ГИМС. Представьте себе, на огромной акватории, где сосредоточено более тысячи лодок, до прошлого лета по существу и некому было упорядочивать судоводительскую жизнь. Прежде считанное число раз за сезон приезжал из Мончегорска инспектор. Сохранился журнал его визитов под названием «Регистрация судов». Например, был катер зарегистрирован десять лет назад и — «пропал без вести». Регистрация судов носила совершенно стихийный характер.
— Наследство досталось, скажу я вам... — разводит руками утвержденный недавно начальник апатитского участка ГИМС Калью Никандрович Касепу. Его положению не позавидуешь. Кроме разгуляй-города в Тик-губе похожая картина в поселках Полярные Зори, Зашейке, Африканде. Не в упрек будет сказано назначенному начальнику, но представление о своей миссии он имеет весьма смутное. Мурманская ГИМС не позаботилась о подготовке своего представителя в Апатитах, не выдала ему самых необходимых должностных инструкций, не утвердила в правах и обязанностях. Для утверждения на эту должность достаточно оказалось судоводительского диплома. Грамотный судоводитель на воде — требование, конечно, полезное. Но вот беда, Калью Никандрович за все лето на воду так и не выбрался. За порядком на озере вынужден он наблюдать только с берега — нет у него инспекторского катера! Сам он испытывает огромную потребность в том, чтобы поучиться где-нибудь, как надо вести работу.
В разговорах с судовладельцами открылась изумившая меня деталь. Многие из них хотели бы объединиться на организованные кооперативных стоянках (кирпичные гаражи не всем по карману). Что мешает сделать боны, причал? Представьте, горисполком не дает такой санкции!
Очень странная позиция. Полное равнодушие к озеру распространяется на подвижническую работу тех людей, которые желали бы видеть Имандру чистой, красивой, не захламленной, а, скажем, украшенной... парусом.
Под парусом по Имандре просто-напросто надо хотя бы раз походить, чтобы понять душевный трепет местных яхтсменов. Услышать звук воды под форштевнем, почувствовать упругость северного ветра, полюбоваться восходом или закатом... В Тик-губе первый парус появился восемь лет назад. Из черноморской Лазаревки приехал работать «в науку» молодой специалист Виталий Чернышев. И вот нашел он на берегу брошенный швертбот. Добыл олифу, сурик, белила, парусину... К рукам оказался материал. Поставил он на обновленный швертбот парус и назвал судно именем жены — «Ольга». А дальше — многие знают, как действует на воображение мальчишек эта изящная картина — парус...
Профком КФ АН СССР выделил средства группе апатитских яхтсменов, так сформировался яхт-клуб. Есть здесь кроме «Ольги» еще семь «Оптимистов», шесть «Кадетов», два «Летучих Голландца», «Финн», «Дракон». А самое главное — сплотилась группа преданных парусу мальчишек. Почему же только мальчишек?
— Мне всегда нравилось читать о море, пыталась даже самостоятельно изучать теорию парусного спорта, а тут — яхт-клуб... И меня приняли! Волны, ветер, парус — это такой восторг! Как в полете! — говорит десятиклассница Юля Лебедева.
Если отставить восторги, то надо по достоинству оценить великое депо, которое первым взял на себя Виталий Чернышев. А потом к нему подключились Вячеслав Туманов, яхтенный капитан А. П. Зосин и многие другие поклонники паруса, включая редактора районной газеты Н. М. Рыжову. Прислушайтесь же, товарищи руководители местных советов к их призывам. О нуждах яхт-клуба не раз писала газета. Яхт-клуб может стать гордостью города, а парус — визитной карточкой... Не оторвать уже от паруса мальчишек и девчонок. Почему бы городу не помочь яхт-клубу транспортом, материалами. Молодые руки сами сделают и эллинги, и причал, и мастерские. Есть все это у ребят, но сделано из хлама. Это очень огорчает яхтсменов. Страстно борются они за порядок на берегу, за красоту и чистоту Имандры. И совершенно справедливо считают, что яхт-клуб может стать морским фасадом Апатитов. Очень хочется, чтобы люди, от которых многое зависит, заглянули сегодня с озерной стороны городу в лицо. Думаю, вряд пи оно их утешит.
О яхтсменах Имандры многое можно было бы рассказать — об их спортивной подготовке, об их регатах, о зимних буерных гонках, но — не тот случай. Самым ценным в этих людях остается желание отстоять Имандру всеми силами. Дано им то, чем другие бедны, — честь озера и города не безразличны!
Красоты берега можно добиться, а как устранить боль Имандры?
Вопрос остается открытым...
Официальный ответ
От исполкома апатитского горсовета получен второй ответ на эту. В ней была затронута проблема техногенного натиска со стороны местных предприятий на уникальное озеро, где отсутствовал порядок на воде, а маломерный флот влачил беспризорное существование.
В первом официальном ответе апатитского горисполкома говорилось о многих проведенных мероприятиях в прибрежной полосе залива Тик-Губа. В частности, о том, что определены права землепользователей, обновлены стоянки, организован кооператив.
В дополнение к этому сообщается:
«На пятой сессии XX созыва апатитского городского Совета народных депутатов утверждена комплексно-целевая программа «Экология» по Кировско-Апатитскому району до 2000 года. Она включает целый ряд мероприятий, направленных на улучшение экологического состояния озера Имандра. С момента публикации статьи Краса и боль Имандры» в прибрежной полосе залива Тик-Губа организовано уже пять лодочных кооперативов, ведется строительство капитальных лодочных гаражей. Отделом архитектуры и градостроительства проведена инвентаризация земель и уточнение границ землепользователей. Намечено строительство лодочно-спасательной станции».
Г. Гурьянов, зам. председателя апатитского горисполкома.