В семье Вооремаа хранились грамоты, полученные прадедом. Теперь они переданы в местный музей — город готовится праздновать в 1987 г. столетие яхт-клуба и парусного спорта. В те далекие времена Пярну и Хаапсалу были центрами парусного и буерного спорта. Еще до появления яхт-клуба в летний сезон почти каждое воскресенье проводились состязания. Местная газета «Регпо Postimes» писала в 1883 г.: «В воскресенье 10 июля, после полудня, на реке состоялись большие соревнования парусных лодок. В них могли участвовать все, у кого такие лодки имелись...» Такая лодка у прадеда Вайко была, на ней он не раз выходил на народные регаты и, судя по грамотам и призам, часто побеждал.
Пярну и Хаапсалу и сто лет назад славились как замечательные курорты. Сюда приезжали со всех концов России, особенно много — из Петербурга. Местные жители подрабатывали на катании курортников. Васт Иоганнес тоже скопил на этом «бизнесе» некоторую сумму, купил столярный инструмент, неказистые станки и начал строить ледовые яхты. Как свидетельствуют историки, буер начал интенсивно развиваться в 1883 г. именно в Хаапсалу, где прибалтийская знать находила в этом развлечение. Не сохранилось, правда, подлинных свидетельств заслуг молодого столяра в буерном спорте. Но любовь и парусам, и самостоятельной постройке ледовых яхт передалась будущему поколению.
Только-только отгремели бои за острова Хиума и Сааремаа, а хаапсалуские мальчишки уже сколотили деревянные ящики, сшили из орудийного чехла паруса, приделали к ящикам коньки и вышли на лед залива. Среди них на первом собственноручно построенном буере был четырнадцатилетний внук Иоганнеса — Эндель Вооремаа.
В январе 1945 г. в Хаапсалу для организации филиала приехал начальник только что созданного в Таллине Республиканского яхт-клуба — первой организации яхтсменов советской Эстонии. Каково же было удивление Ильмара Максима, когда из-за развалин бывших зданий на пед выкатились примитивные буера и ватага мальчишек. Он не удержался и решил опробовать буер Энделя. Под тяжестью взрослого человека поперечина лопнула и буер «сел» на лед.
— Не огорчайся за сломанный ящик,— сказал начальник,— будем восстанавливать «двадцатиметровки». Клуб поможет.
Вскоре довоенный корпус буера с парусом площадью 20 м2 был отремонтирован, мастер Рейн Кумари сшил для него паруса и мальчишки из вновь организованного яхт-клубовского филиала пересели на настоящую ледовую яхту. Энделю шел шестнадцатый год, когда он впервые выступал на республиканских соревнованиях и стал бронзовым призером, уступив только признанным довоенным мастерам Андрею Чучелову (еще в 30-е годы его называли лучшим шкотовым Европы) и Энделю Кузьманову.
Но по-настоящему буерным спортом Эндель занялся в конце пятидесятых. В те годы самым популярным классом был «Монотип-XV». На нем разыгрывались чемпионаты страны. Из года в год на соревнованиях побеждали известные всей стране спортсмены, асы буерного и парусного спорта И. Матвеев, А. Рауд, В. Гире и др. Пробиться в призеры — задача была практически невыполнимой. Но Эндель рискнул. Рассчитал правильно: надо сделать хорошую гоночную «машину», скоростными качествами компенсировать недостаток опыта и мастерства. Работал он тогда на водной спасательной станции, времени осенью и зимой было достаточно. Каждый день приходил Август Ремме — бывший преподаватель столярного дела ремесленного училища. Учил затачивать инструмент, собирать ответственные узлы, секретам столярного мастерства.
— Хорошо направленный инструмент должен играть в руках столяра, как хорошо настроенная скрипка в рунах скрипача, — любил повторять мастер.
Опробовать готовый буер вышли на лед всем персоналом станции. Получился он легким и скоростным. На нем Эндель два года подряд становился серебряным призером чемпионата страны. Это были первые крупные успехи уже зрелого мастера.
И снова перерыв. Родился сын. Начались осложнения на работе, таи как занятия буером требовали немало времени. Часто менял работу, а устраиваясь, непременно ставил условие, чтобы отпускали на соревнования. И с бюджетом всегда было трудно. Строить и оснащать дорогостоящий «Монотип-XV» приходилось на скромную зарплату моториста или шофера.
В 1968 г. наши буеристы были на соревновании в Польше. Там их внимание привлек маленький буер с передним коньком, который теперь является единственным буером международного класса Привезли из Польши чертежи, а на следующую зиму на льду реки Пирита, где сейчас расположены гавани Олимпийского парусного центра, можно было увидеть первый отечественный «DN», сделанный в мастерской яхт-клуба «Калев». За рулем был один из лучших буеристов того времени Юрий Шарашкин.
— Когда я увидел чертежи, — рассказывает Энд«ль — понял: нашел то, что нужно. Маленький буерок был настолько прост, что не мог вышибить меня из бюджета. Уехал в Хаапсапу и сразу начал строить. Там, в доме деда, была столярная мастерская оснащенная станками и хорошим инструментом.
Любовь к инструменту у всех Вооремаа наследственная. Бывало, возвращая» : соревнований или из заграничной командировка товарищи спрашивали:
— Ты что купил, Эндель!
— Как что! Шлифовальную машинку!
И так каждый раз. Не может он пройти мимо хорошего или редкого инструмента. «Плохим инструментом хорошую вещь не сделаешь», — часто цитирует он своего учителя.
Построил, как всегда, добросовестно и на первом же чемпионате страны, где принимали участие «DN», стал чемпионом.
Первое его зарубежное выступление на «DN» состоялось в Польше. На первенство Европы приехали гонщики из Австрии и Голландии, в том числе чемпион Европы Ван Вияк Наша команда выступила вполне успешно. Эндель Вооремаа занял 4-е место и тоже получил приз а в дополнение к нему — деревянные голландские башмаки с автографом чемпиона Европы. Председатель польского союза буеристов от себя написал на них: «Следующему чемпиону Европы». Его пророчеству суждено было сбыться уже через год — в 1971 г. в Голландии первым из советских буеристов чемпионом Европы стал Эндель Вооремаа (до этого титул прочно удерживали голландцы).
После выигрыша открытого первенства Австрии наши спортсмены почувствовали себя уверенно, но ведь они еще не встречались с американцами — создателями класса «DN». С заокеанской командой впервые встретились на открытом первенстве Европы 1972 г. Всеобщее внимание привлекли, прежде всего, их буера,— они были на 10 кг легче наших. Было над чем задуматься. Долго ходил вокруг них Эндель, присматривался, ощупывал, делал зарисовки узлов и деталей, а по возвращении начал спешно строи1 Построил и без обкатки (времени уже не оставалось) поехал в составе команды на первенство мира в США. Проводилось оно на озере Галл и до сих пор памятно для Энделя — занял он лишь шестое место (Пролетел я с американской техникой,— рассказывает он,— неудачным оказался буер. Но зато — наука. Не надо слепо копировать!). А первым чемпионом мира среди советских буеристов стал воспитанник Энделя А. Вилде. Кстати, сразу по возвращении на Родину, команда выехала на чемпионат Европы, Эндель взял с собой свой старый буер и в третий раз завоевал титул чемпиона Европы.
Много было потом побед, многими титулами обладает заслуженный мастер спорта Эндель Рудольфович Вооремаа: неоднократный чемпион страны и Европы, победитель различных международных первенств, призер чемпионатов мира. Но если вы спросите Энделя Рудольфовича — кто его учителя в спорте, он задумается и ответит не сразу. Потому что непосредственных тренеров, учителей, наставников не было. Все ведущие спортсмены давали понемногу. У каждого перенимал лучшее, накапливал опыт, до многого доходил, экспериментируя. Никому никогда не узнать, сколько испорчено материала, потрачено труда и денег, пока не научился делать нужные для буера коньки, хороший, прочный и легкий корпус, фирменный парус. С парусами, особенно поначалу, возни было больше всего. Это уже потом начнет Вооремаа сотрудничать с В. Капустиным, мастером из Ленинграда, который будет шить паруса для буеров ничуть не хуже лучших зарубежных фирм.
— Это теперь у буеристов есть тренеры и наставники, есть опыт и поддержка отцов, — говорит Эндель Рудольфович. — Вайко не так трудно, как было мне. Ему многое досталось по наследству. Кроме того, ему почти во всем помогает государство.
Да, младший из династии Вооремаа шел по стопам предков, проходя дистанцию семимильными шагами. Шел легко, направляемый опытным наставником-тренером, шел практически без срывов. Начал с парусной секции Дворца пионеров. Отец отремонтировал «Оптимист» и третьеклассник Вайко вышел в залив постигать азы парусного искусства. Для участия в соревнованиях начали совместно строить новую лодку. Правда помощь сына была еще незначительной, но он уже научился правильно владеть инструментом. На новом «Оптимисте» добился первой в жизни существенной победы — стал чемпионом республики. А когда подрос, построили «ОК-Динги». Построили на совесть. На этой лодке Вайко в пятнадцать лет стал чемпионом страны среди юниоров. Затем был «Финн» и тоже чемпионский титул. Заниматься парусным спортом начали с дальним прицелом — на буер. Отец часто брал сына на лед, и, когда было мало ветра, разрешал ему сделать несколько кругов.
Однажды известный гонщик опробовал свой новый буер, а Вайко начал ходить вокруг него на своем, и гонщику стоило большого труда уйти от мальчишки. Ситуация была комической, но отец понял, что у сына получится, что буер — его стихия.
И снова мастерская, совместная постройка буера для Вайко. Трудно со временем. Занятия в старших классах школы, соревнования летом на яхтах, а зимой на буере требовали значительно больше времени, чем его было. Поэтому, когда в 1980 г. Вайко не только выиграл чемпионат СССР в классе «Финн», но и стал чемпионом мира в буерном спорте среди юниоров, встал вопрос: какому виду спорта отдать предпочтение!
Решение семейного совета было однозначным — буерному, традиционно семейному. Немаловажным аргументом был и тот факт, что всегда рядом тренер-наставник и хорошая материальная база.
Парусный спорт пришлось оставить не без сожаления. Это вызвало недовольство среди руководящих спортивных работников — Вайко прочили большое будущее именно в парусном спорте, а успехи в буерном склонны были относить, в основном, на счет мастерства отца. Такого взгляда придерживались до чемпионата Европы 1985 г., куда Вайко поехал один и выиграл его. Но это было гораздо позже.
Информация об изображении
Чемпион мира среди юниоров десятиклассник Вайко Вооремаа готов выйти на старт
Вначале, когда после победы на юниорских соревнованиях, решили выпустить его на взрослые, он занял только 26-е место. Но начинать было надо. И в следующем 1978 г. Вайко уже участвовал в трех самых ответственных соревнованиях: чемпионате СССР — 7-е место, чемпионате Европы — 20-е, чемпионате мира — 10-е. Примечательно, что в списках сборной команды страны значились теперь уже оба Вооремаа — отец и сын. И если на мировом первенстве сын был 10-м, отец стал серебряным призером.
Чемпион мира среди юниоров десятиклассник Вайко Вооремаа готов выйти на старт
Самым памятным годом для Вайко был 1980-й. Олимпийский комитет доверил ему, чемпиону мира среди юниоров, замкнуть факельное шествие и зажечь огонь в чаше Олимпийского парусного центра. Этот год для семьи Вооремаа памятен еще и тем, что он был последним, когда в составе сборной страны на чемпионате мира и Европы были оба Вооремаа. Причем, на европейском впереди был сын, а на мировом — отец. С этого момента эстафету полностью принял Вайко.
К двадцати двум годам он уже несколько раз становится чемпионом страны и Европы, призером мирового чемпионата, в семнадцать — мастером спорта международного класса.
Отец передал ему все, чему научился сам. в том числе любовь к буеру и к труду. Теперь Вайко и без помощи отца может выполнить любую работу по изготовлению буера. Делает аккуратно, чтобы у отца не было оснований «ворчать». А какие буера делал отец, Вайко знает. Ими любовались на всех зарубежных соревнованиях. Причем поражали не только отделка и изящество форм, а прежде всего скоростные качества аэродинамическое совершенство.
На Кубок и первенство Европы 1985 г. Вайко поехал один, отец решил предоставить ему полную самостоятельность. Кубок континента молодой спортсмен выиграл уверенно. А в начале первенства ситуация сложилась весьма неудачно для него. Установив новую мало подходящую для данных условий мачту, он проиграл две гонки подряд. А конкуренты — польские буеристы, среди которых гонялись чемпионы мира и Европы, были начеку и захватили лидерство. Но заменив мачту и коньки, Вайко выиграл следующие две гонки. Судьба золотой медали теперь зависела от исхода поединка с молодым физически сильным польским гонщиком Каролом Яблонским в последней гонке. Мне довелось наблюдать эту заключительную дуэль в Швеции. Там студент Тартуского политехнического института сдал еще один экзамен — на самостоятельность и вернулся чемпионом Европы.
У Вооремаа старшего забот поубавилось, но все чаще одолевают раздумья о судьбе буерного спорта. Есть еще хорошая база, энтузиасты, буерно-парусные династии Шарашкина, Куулмана, Юрье, Калка и другие. А что дальше! И все чаще он склоняется к мысли не о кустарной, а о планомерной подготовке буеристов в специальных буерных секциях при яхт-клубах, ДЮСПШ, ШВСМ.
Во время нашей беседы в комнату вихрем влетел мальчуган лет тр с.
— Это внук, — сказал Вооремаа-старший. — Его любимая игрушка — молоток. Им он колотит по моему презенту — деревянным голландским башмакам. Помните, на них написано: «Следующему чемпиону Европы!»!