1. Адрес опыта — Таллин
Пять лет назад Спорткомитет СССР принял решение об активизации работы спортивных школ, улучшении учебно-тренировочного процесса и методики обучения, о создании молодежной сборной страны, как резерва основной сборной. Перестройка обучения юных спортсменов должна была проводиться в такой последовательности. После начальной подготовки юниор участвует в возможно большем количестве соревнований. Тренер первой ступени отбирает наиболее способных ребят и передает их тренеру второй ступени. На этом этапе юные спортсмены активно принимают участие в соревнованиях, но уже на более сложных яхтах. Со временем перспективные спортсмены переводятся в Школу высшего спортивного мастерства (ШВСМ), где будут совершенствоваться на яхтах олимпийских классов.
Как «работает» новая система? Давайте познакомимся с опытом Специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва (СДЮСШОР) при Эстонском республиканском обществе «Калев», которая, кстати, и до нововведений была одной из лучших в стране. С 1977 г. в ней подготовлено 4 мастера спорта международного класса, 18 мастеров и 31 кандидат в мастера спорта СССР, более трехсот разрядников. Но особенно больших успехов таллинцы добились за последние три года. Школа уверенно занимает первые места среди профсоюзных парусных школ. В 1984 г. на юношеском первенстве СССР ее воспитанники заняли все призовые места в классе «470», стали победителями и серебряными призерами в классе «420», выиграли золотую медаль в классе «Финн», а на Первенстве ДСО «Труд» в Николаеве стали победителями и в новом классе «Луч». Такого успеха не добивалась еще ни одна парусная школа. Сейчас в состав сборных команд страны включены восемь таллинских спортсменов.
Сегодня в школе занимается 165 человек. С ними работают пять штатных тренеров и один внештатный. Им является старший тренер Рейн Оттосон, который в школе высшего спортивного мастерства ведет группу наиболее перспективных спортсменов. Тренер Андрес Сярак, например, проводит занятия в классе «Внндгляйдер», Хейки Спиц и Людмила Эрвин — в классе «Оптимист», старший тренер Пеэтер Раска занимается со своей группой на судах «420», «Финн» и «Луч». Каждый тренер работает с ребятами в том классе судов, который знает в совершенстве.
Таким образом, юные спортсмены проходят через руки нескольких тренеров. Сначала в группе начальной подготовки в течение двух-трех лет они тренируются на «Оптимистах». На втором этапе обучения спортсмены овладевают уже двойкой «Кадет», на третьем — яхтами «420», «Финн» и «Луч». Старший тренер П. Раска, учитывая наклонности юных спортсменов, определяет их на «двойку» или «одиночку». На «Финн», например, попадают ребята, склонные к индивидуальным действиям. А последний, четвертый этап обучения, спортсмены проходят уже под руководством старшего тренера Рейна Оттосона. К нему попадут только те, кто на всех крупных соревнованиях показывал отличные результаты и является кандидатом в молодежную сборную республики и страны.
Школа высшего спортивного мастерства в Эстонии одна на все виды спорта и парусный представлен отдельной секцией. В ней 10—15 юношей проходят подготовку в основном на судах класса «470», реже — на других. Все зависит от индивидуальных качеств спортсмена, его подготовленности, наклонностей и физических данных.
При яхт-клубе «Калев» работают курсы рулевых 2 класса. Их посещают и учащиеся СДЮСШОР. После обучения ребята сдают экзамены и становятся рулевыми одновременно с окончанием занятий в группе начальной подготовки. Показательно, что занятия на курсах проводят не только работники яхт-клуба, но и актив, тренеры школы.
Парусный флот школы насчитывает более сотни судов. Основу его составляют 45 «Оптимистов», 15 яхт класса «Луч», около десятка «470», пять «Финнов» и другие. Не испытывает школа недостатка и в парусах. Но главное, что обеспечивает успех школе, считает директор СДЮСШОР М. Мейл, — отличная работа тренеров. Все они высококвалифицированные специалисты и живут заботой о детях, об их спортивных успехах. Все они воспитаны на лучших парусных традициях республики. Старший тренер Пеэтер Раска, к примеру, окончил Тартуский университет и имеет диплом тренера парусного спорта. Спортивную биографию начал в детской парусной секции яхт-клуба «Калев», ходил на судах всех детских классов, участвовал в их постройке, выступал в сборной команде в классе «Звездный».
Таллинские тренеры одним из основных факторов успеха в подготовке юного спортсмена видят крепкую спортивную дисциплину. Дисциплину во всем и для всех и, конечно, для тренера. Здесь обязательно посещение занятий и тренировок, выполнение программы занятий и плана тренировки, успеваемость в общеобразовательной школе.
Другая постоянная забота — содержание и сохранение материальной части. «Едет не спортсмен, а лодка», — говорят тренеры. Многие часы отводятся на ремонт и приведение в порядок лодок, парусов, всего оснащения. Чувство бережного отношения к яхте у таллинских спортсменов развито очень сильно. Юный спортсмен уже привык к тому, что для победы важно не только само судно, но и его техническое состояние. Они могут неделями полировать корпус, шверт и руль, сглаживая все царапины. Пеэтер Раска вспоминает, как однажды после соревнований, когда команды готовились к возвращению в свои клубы, на одном из трейлеров юноша, закрепляя яхты, ходил прямо по их днищам. «Это так поразило наших ребят, — говорит Пеэтер, — что они позвали меня и просили вмешаться в действия другой команды».
Тренеры из других городов, бывало, сетовали: «Почему бы таллинцам и не выиграть на своих новых швертботах?!» А когда сличали бирки, то часто оказывалось, что корпуса были на год-два старше, чем в других командах. Просто выглядели они новыми.
У питомцев школы настойчиво воспитывается чувство коллективизма. Здесь не терпят эгоизма, зазнайства. Успех товарища — это успех всей группы, всей школы. И принцип «Один за всех — все за одного!» всеми принимается безоговорочно.
Лучшие традиции парусного спорта Эстонии вообще и детского а частности продолжают развиваться. Еще Тави Оргом — основателем детской парусной секции — проводились принципы преемственности. И сегодня рядом с юными яхтсменами всегда находятся их наставники, старшие товарищи по клубу. Они помогают отремонтировать судно, перешить паруса, настроить яхту на высокую скорость. Часто рядом с катером тренера идет еще один катер, с которого не менее внимательно наблюдают за действием юных спортсменов их отцы, в прошлом опытные яхтсмены. Помогают и буеристы, чемпионы мира и Европы Матти Куулман, Вайко Вооремаа, Тийт Хаагма и другие. В детстве они здесь же начинали свою спортивную биографию на яхтах, а затем пересели на буера. Кстати, в нашей стране нет пока специальной детской буерной школы или секции. Программы ДСПШ также не предусматривают подготовку спортсменов-буеристов. Наука вождения и изготовления ледовых яхт передается в основном от отца к сыну, от старшего товарища к младшему.
У читателей может сложиться впечатление, что в Таллинской школе нет проблем и особых трудностей. Увы, есть. В Олимпийском парусном центре и в яхт-клубе «Калев» пока еще нет оборудованных классов для занятий, тренерских комнат и кают-компании. Старое здание яхт-клуба давно на ремонте. Спортивный зал, бассейн и учебные помещения школа арендует у Олимпийского центра. Но их стремятся арендовать и спортивные организации, не имеющие никакой связи с парусным спортом. Поэтому время для занятий спортсменов парусной школы здесь весьма ограничено.
Лето в Таллине сравнительно короткое и, чтобы продлить активный учебный процесс, приходится заниматься на воде с мая по ноябрь, когда без непромокаемых костюмов не обойтись. А школа в 1984 г., например, не получила ни одного костюма. На самых маленьких их вообще нет в продаже. Выход нашли сами тренеры. Они покупали прорезиненные детские клеенки и шили непромоканцы для малышей в парусных мастерских. Проблема — и детские жилеты, и различные запчасти...
Но особо хочется сказать о трудностях в росте рядов разрядников. И испытывают их не только таллинцы. Судите сами. Чтобы выполнить норматив, например, первого разряда, юноша должен одержать победу на соревнованиях, состоящих из серии не менее трех гонок, над 4-мя рулевыми I разряда и 10 рулевыми II разряда, заняв место в числе 20% участников, показавших лучшие результаты. А где найти такое количество разрядников в детских классах судов одной школы? Вот и приходится почти всех спортсменов, а не только перспективных, и материальную часть везти за тридевять земель на соревнования в Севастополь или в Анапу. А это, согласитесь, дорогостоящее и далеко не всем школам доступное мероприятие. А может стоит для начала возродить былую традицию матчевых встреч между Ленинградом и Прибалтийскими республиками? Но при условии, что стандартную материальную часть по очереди предоставляет проводящая встречу организация. Материальные затраты сводятся при этом к минимуму. Руководители школ поддерживают такую идею. Хотелось, чтобы ее поддержали Спорткомитеты Прибалтийских республик и Ленинграда.
2. Молодость и зрелость тренера
По утрам над черноморскими здравницами клубились тяжелые тучи. Изредка невесть откуда закипала половодьем совсем незаметная ранее речка Бзугу. От ее устья расползалось желтое пятно, оттесняя поблекшую синеву моря от волнолома сочинского парусного центра.
В этот час, когда участники Черноморской регаты больше поглядывали на небо и размышляли об экипировке, тренер Рейн Оттосон «крутился» у своего надувного катера. На крутой волне, в холоде и под дождем стоит, пожалуй, сильнее подкачать консоли лодки. Рейн налегает на насос-лягушку, доливает в бак бензин.
— Не люблю на гонках ни шторм, ни слишком хорошую погоду, — с заметным акцентом говорит Ренн и улыбается. — Но на закрытии сезона, думаю, чем труднее будет ребятам, тем лучше.
Старую эту сентенцию мне приходилось слышать не раз. Не секрет, что у наших спортсменов недостает порой опыта в тактике ведения гонки при сильных ветрах. И потому на крупных международных соревнованиях погода нередко подводит даже маститых яхтсменов. Тактика спортивной борьбы в таких условиях имеет массу нюансов. Предвидеть особенности борьбы на дистанции — вот в чем раскрывается талант хорошего тренера.
Когда я впервые увидел наставника молодежной сборной страны в классе «470» Рейна Эдгаровича Оттосона, он стоял на площадке перед входом в гостиницу с девятью своими воспитанниками, готовясь к пробежке. Сверху то мелко моросило, то вдруг обрушивался ливень. Вдоль тротуаров бежали мутные потоки. Сейчас он скомандует: «За мной, бегом марш!» и станет встрой первым. Зябко, сыро, неуютно...
На 31 году Рейн Оттосон имел уже двенадцатилетний тренерский стаж. Это обстоятельство смущало, ибо образ тренера в моем сознании — непременно убеленный сединами ветеран спорта. В свои 19 он уже должен был быть готовым ко второй спортивной жизни, полной разочарований, сомнений, надежд и радостей. Должен был уметь жить судьбами и мыслями юношей и девушек, которых тренирует. Их надо приучать к горечи поражений, к сдержанности и скромности при победах.
И все-таки он — тренер, воспитатель, учитель. Значит, все мои рассуждения о седине и житейском опыте — заблуждение. Становление тренера Ренна Оттосона шло параллельно с его ростом как спортсмена. Видимо, кто-то рассмотрел в нем хорошие задатки и исподволь готовил к будущей тренерской карьере.
— Скажи мне, Рейн, — спрашиваю его, — какие чувства переживает начинающий тренер?
Мы стоим у длинного ряда яхт класса «470». Три экипажа тут — его ребята, его надежда. Он внимательно наблюдал, как они набивали ванты, перекладывали паруса. В парусном центре — предстартовая обстановка. Вот проносятся к слипу «упряжки» спортсменов с «Торнадо», у крана занимает свое место очередной «Солинг», мелькают белые рыбины «Виндгляйдеров».
— Чувства у каждого свои, — не отрывая взгляда от своих экипажей, отвечает Рейн. — Но начинающему тренеру важно не запутаться в сомнениях и поиске, не сваливать вину за неудачи на ребят. Воспитывать злость к самому себе, что ли. Ведь спортсмен держит свой первый экзамен перед тренером, а тренер-то — перед собой. Правда, — после некоторого раздумья продолжал Рейн, — я свой тренерский экзамен сдавал, кажется, тренеру. Это был Тави Орг...
И Рейн начал рассказывать о Тави Орге. В его словах чувствовалось уважение к первому наставнику, он так и говорил, что всей своей спортивной жизнью обязан этому умному тренеру.
— В 1964 г. 10-летним пареньком явился я в секцию к Тави Оргу по объявлению в газете. Набирали тогда группу для занятий на «Оптимистах». Через восемь лет история повторилась, только не было уже газетных объявлений. — Даю тебе 10 дней, — сказал мне тренер. — Ты должен набрать 80 ребят в свою группу, привести в порядок лодки, помещения, сделать шкафчики для одежды. Справишься — считай себя на полпути к тренерской работе...
Была осень. И вот бегаю по школам, присматриваюсь к юным пловцам и велосипедистам, бегунам и футболистам, к ребятам, к которым «прилипло» — шалопай. Парусный спорт в Эстонии пользуется большой популярностью, и особых трудностей в наборе ребят я не встретил. Но легко ли в 10—12-летних школьниках узнать будущих чемпионов и олимпийцев? Как бы то ни было, в урочный час я построил ребят у лодок, полностью приготовленных к тренировкам. Это и был мой экзамен. Тави Орг тогда сказал мне: «Я проверил все качества будущего тренера, кроме главного — умения учить, оставаясь равным и незаметным.».
Рейн умолкает. Теперь я понимаю, почему он, тренер, долгое время оставался и гонщиком. Обучая других, повышал и свое спортивное мастерство. Еще один стимул для ребят. Позднее незаметно, без торжественной церемонии покинул большой спорт. Точнее не покинул, а стал служить ему с еще большей преданностью и отдачей.
— А все-таки, когда была у тебя последняя гонка, — не удержался я.
— Последняя? Конечно, впереди, — отшучивался Рейн.— Мне порой кажется, что я такой же молодой гонщик, как и мои ребята.
После гонок Рейн рассказывал мне о перипетиях борьбы на дистанции, о тонкостях в учете течения, идущего узкой полосой вдоль берега, о сложности лавировки в условиях переменных ветров и течений. В разговоре незаметно перешли к истокам его увлечения парусным спортом.
Еще до первых гонок на «Оптимистах» Рейн познакомился с парусом на... буере. Ему было всего шесть лет, когда его дядя — мастер спорта по буерному спорту — строил буера и испытывал их на гладком льду Пириты. Рейн «катался» под парусом там, где теперь красуется Олимпийский парусный центр. Это и понятно — дом Оттосонов был в двух шагах от речки. В 14 лет Рейн уже отлично управлял ледовой яхтой, подаренной ему дядей. А в 1969—1971 годах Оттосон участвовал в гонках на первенство республики и страны.
И тут мне показалось, что спортсмен Оттосон не имеет особой привязанности к какому-либо классу судов. Судите сами по результатам его выступлений. В 1966 г. был первым в состязаниях в классе «Оптимист» на чемпионате республики и общества «Калев». Переход на «Кадет» произошел стихийно и не слишком удачно, но само по себе его участие в гонках на первенство мира в 1968 г. в Польше — знаменательно. Зато три года спустя воспитанники Тави Орга на «Кадетах» выступили успешно. На Малой Балтийской регате все три призовых места заняли ребята из группы, в которой выступал Рейн. И хотя сам он был последним в призовой тройке, но пришла уверенность, что можно добиться большего. Так и случилось. В том же году «Кадет» Оттосона на первенстве Эстонии не знал себе равных и Рейн завладел чемпионским титулом. В 1972 г. он стал кандидатом в мастера спорта, начал тренировать на «Кадетах» группу ребят. Ту самую, что набирал, бегая по школам Таллина...
Все это не мешало испытывать себя на других яхтах. Дебют на «Летучем Голландце» состоялся год спустя на Молодежных играх в его родном Таллине, затем выступил на Спартакиаде народов СССР на яхте олимпийского класса «470».
А был и такой случай.
В 1977 г. Рейн должен был участвовать в регате в Хельсинки, но уже в качестве тренера. И тут вдруг оказалось, что в экипаже сборной команды СССР Ильи Михайлова на «Солинге» не оказалось матроса. В этом-то амплуа и пришлось тренеру стартовать на регате, что нисколько не смутило его, потому что в Хельсинки экипаж шел на «Солинге» своим ходом и можно было освоиться. В итоге — первое место. Из всего олимпийского перечня судов только класс «Торнадо» остался неосвоенным спортсменом.
Но... вернемся к Черноморской регате. На соревнованиях бывают дни, когда тревоги и волнения становятся уделом не только участников гонок, но и судей. Так случилось и тут. Струи дождя хлестали море, горная речка продолжала выплескивать желтизну. Главный судья соревнований Валентин Манкин все же разрешил старт после совещания с судьями и тренерами и тщательного анализа прогноза погоды. Первые минуты после старта все жили ожиданием сюрпризов. Дождь, ветер, волну уже никто, кажется, в расчет не принимал. И было отчего: над берегом висела густая полоса тумана. И когда она скатилась вниз, стало ясно — гонкам не быть. Сухо прозвучали хлопки ракет, по рейду засновали катера и судейские яхты.
Часа через три в холле Парусного центра Рейн сокрушался:
— Что теперь о гонке говорить? При таких напастях и спортсмены, и тренеры утрачивают сам дух гонки, страсть к борьбе и победе. А как без этого?
Разговор о воспитании спортсменов, о методике, которая вырабатывает в них волю к победе, Рейн повел издалека.
— Первые дни тренерской работы были для меня трудными именно из-за этих самых методик. Какую из них выбрать? Но Тави Орг успокоил: «У тебя есть книги и желание стать настоящим тренером. Постарайся создать свою методику обучения. Ошибешься — поправлю...
С той поры прошло много лет. И может в память о своем тренере рискнул Рейн сделать темой своей университетской дипломной работы ту самую методику. Только это были не сухие строки инструкций и наставлений, а... фильм. Рейн работал над сценарием ленты «Методика управления яхтой». Одновременно консультировал другой методический фильм о настройке яхты класса «470», сценарий которого написал Хейно Линд. Фильмы, снятые по сценариям тренеров студией «Таллинфильм», пригодятся еще но одному поколению спортсменов...
В прошлом году Рейн Оттосон закончил Тартуский университет. В его дипломе в графе «специальность» написано — тренер парусного спорта, учитель физкультуры. А как тренирует, как учит? Мне запомнилось дословно его обращение к новичкам: «Ты сам должен хотеть. Я могу только помочь. В большой спорт нельзя тащить за уши».
Чего греха таить — такие слова производят впечатление, особенно когда знаешь результаты и достижения спортсменов тренера Рейна Оттосона. В сезоне 1984 г. на юниорском первенстве страны в Киеве в классе «470» все медали достались воспитанникам Рейна. Первыми были братья-близнецы Тыну и Тоомас Тынисте. «Серебро» забрал экипаж И. Шарашкина и П. Петтая. Бронзовыми медалями награждены А. Томингас и Т. Мяги. На чемпионате страны среди взрослых А. Арво и А. Жуков заняли третье место. И в соревнованиях на Кубок СССР среди взрослых в классе «470» воспитанники Оттосона блеснули мастерством, завоевав второе и пятое места. На открытом первенстве Польши вновь отличились братья Тынисте, занявшие первое место среди юниоров и пятое среди взрослых. Этот же экипаж три года подряд одерживал победы на первенствах СССР среди юношей.
Были и другие победы, начиная с 1980 г. Но дело не только в их количестве. Вспоминается высказывание государственного тренера по парусному спорту Т. А. Пинегина о молодежной сборной команде страны: «Эта команда за межолимпийское время сумела не только сформироваться, окрепнуть, занять несколько первых мест в ответственных международных соревнованиях, но и «передать» часть своих спортсменов в основную сборную». Следовательно, Рейн Оттосон находится на очень нужном и очень трудном участке тренерской работы. Потому, может быть, не задал я ему традиционного вопроса о планах на будущее. Заветная цель всякого тренера известна. Оставайся молодым, Рейн Оттосон! Успехов твоей парусной дружине!
Новые правила парусных соревнований
В ноябре 1984 г. Международный союз парусного спорта (ИЯРУ) утвердил новые правила соревнований — ИЯРУ-85. Они вступили в силу с 1 апреля 1985 г.
До выхода в свет русского перевода этих правил на внутрисоюзных соревнованиях будут действовать ППС-81 с изменениями и дополнениями, утвержденными Спорткомитетом СССР 12 апреля 1985 г. Эти дополнения н изменения имеются в республиканских спортивных комитетах и центральных советах спортивных обществ.
Помимо большого количества чисто редакционных уточнений, по сравнению с текстом правил 1981 г., в правилах ИЯРУ-85 имеется несколько существенных изменений, на которых мы и остановимся.
Пр. 58 по ППС-81 теперь является «Основным правилом-А». Имевшиеся ранее основные правила теперь озаглавлены: «Ответственность экипажа яхты» — «Основное правило-В» и «Принципы честной спортивной борьбы» — «Основное правило-С».
У ряда правил изменена нумерация. Для более широкого применения «Основного правила-С» изменена редакция его последнего предложения: «Однако наказать каким-либо образом яхту по этому правилу можно только в случае, когда явно нарушен принцип честной спортивной борьбы и другие правила, кроме пр. 75, не применимы».
Напомним, что пр. 75 предусматривает наказание яхты или спортсмена вплоть до снятия его с соревнования за грубое нарушение правил или за неспортивный поступок.
В пр. 4.1 «Зрительные сигналы» предусмотрен новый сигнал «Флаг "С" МСС — сигнал изменения дистанции. Флаг, поднятый у знака, подлежащего огибанию, означает, что изменен курс на следующий знак.
Введена новая процедура подъема и спуска флага «1» МСС, означающего введение правила «Обогнуть концы стартовой линии», которая более удобна для спортсменов: «Сигнал поднимается до или вместе с сигналом «Подготовительный» и означает, что для данного старта действует пр. 51.1(C). Спуск сигнала, сопровождаемый одним звуковым сигналом, означает, что начался период в 1 минуту, предусмотренный пр. 51.1(С)».
В пр. 5 перечислены причины, по которым гоночный комитет после старта может сократить дистанцию или прекратить (отменить) гонку: опасная для яхт погода, недостаточный ветер, при котором гонка может не закончиться в предписанное контрольное время, отсутствие знака или его смещение, а также любая другая причина, не связанная с изменением погоды, прямо влияющая на безопасность или справедливость проведения соревнования.
Этим прямо указывается, что заход ветра не может быть причиной сокращения дистанции или прекращения (отмены) гонки, если только нет соответствующего указания в гоночной инструкции.
Пр. 33.3 отменено, а пр. 33.2 дано в следующей редакции: «Если две яхты существенно коснулись друг друга корпусом, оборудованием или экипажем в условиях, когда касания можно было избежать, то обе они должны быть дисквалифицированы или оштрафованы иным способом (и далее по имеющемуся тексту правила). Таким образом, суть не изменилась. Подчеркнем, что по пр. 33.2 могут быть наказаны либо обе (все) яхты, между которыми произошло касание, либо ни одна из них. Однако в практике судейства до сих пор встречаются случаи, когда по пр. 33.2 наказывается только одна из яхт, что, безусловно, неверно.
Первое предложение пр. 40 теперь следует читать: «Пока яхта, имеющая право дороги, не стартовала и не прошла стартовую линию, она обязана любое приведение, которое заставляет другую яхту изменить курс во избежание столкновения, выполнять медленно и в начальной стадии таким образом, чтобы дать наветренной яхте место и возможность уступить дорогу».
Добавление слов «в начальной стадии» разъясняет, что обязанность подветренной яхты, приводящейся перед стартом, по отношению к наветренной не является продолжительной.
Одним из самых существенных является изменение пр. 43.2(a). Это правило теперь имеет следующую формулировку: «Яхта, идущая чисто позади и устанавливающая положение связанности с яхтой, идущей чисто впереди, получает право на дорогу по пр. 42.1(a) только тогда, когда наружная яхта в этот момент: (i) имеет возможность предоставить место и (ii) находится от знака или от препятствия на расстоянии, большем двух длин ее корпуса. Однако, если яхта заканчивает поворот оверштаг на расстоянии меньшем двух длин ее корпуса от знака или от препятствия, она должна предоставить место, предусмотренное правилом 42.1(a), яхте, которая не может затем избежать установления связанности с ней с внутренней стороны».
Пункт (ii) применим в ситуации, когда яхта А приближается к наветренному знаку, а другая яхта В пересекает ее курс и делает поворот оверштаг (перед А или несколько наветреннее, не мешая А) в пределах двух длин корпуса яхты от знака (рис. 1). Если после окончания поворота яхтой В яхта А может связаться с В снаружи, то она обязана выполнить этот маневр. Но если А не может этого сделать и вынуждена связаться с В изнутри, то В должна предоставить яхте А место, если имеет возможность сделать это (см. рис. 1).
Еще одно важное изменение относится к пр. 43.3. Прежние его пункты (а) и (b) объединяются в одни пункт (b). Формулировка нового пункта (а): «Если препятствием является знак стартовой линии, окруженный свободной водой, или средства его крепления ко дну, то, приближаясь к стартовой линии, чтобы стартовать, яхта, идущая чисто впереди, или подветренная яхта не имеет право требовать места для поворота оверштаг».
Этот пункт применим, например, тогда, когда знаком стартовой линии является судейское судно, стоящее на якоре. Яхты, стартующие возле этого знака, должны предвидеть затруднение в маневрировании возле него.
Последнее предложение пр. 51.2 теперь нужно читать: «Веревочка, представляющая путь яхты от старта до финиша, после натяжения должна лежать на предписанной стороне каждого знака, касаясь при этом каждого поворотного знака».
Это изменение относится к ситуации, когда во время гонки произошло существенное изменение направления ветра и согласно гоночной инструкции выставлен новый наветренный знак. Без добавленных слов «касаясь при этом каждого поворотного знака» яхты выполняли требование пр. 51.2 и не приближаясь к знаку № 3. Теперь же они обязаны обогнуть этот знак, как показано на рис. 2.
Однако, чтобы не создавать петель на дистанции, можно предусмотреть в гоночной инструкции требование, чтобы вместо огибания знака № 3 яхта проходила между знаком и судейским судном на знаке (рис. 3).
Новая редакция пр. 52.1(b): «Яхта, которая вынудит знак либо судно-знак сместиться, чтобы избежать навала, должна или оправдать себя в соответствии с пр. 52.2 или действовать в соответствии с пр. 68, если считает, что навал на знак или смещение судна-знака произошли вследствие незаконных действий другой яхты, если только другая яхта не сходит с гонки или не оправдывает себя, выполнив одно из возможных наказаний, если такое предусмотрено гоночной инструкцией».
Таким образом, теперь яхте, имевшей право на дорогу, не нужно протестовать, если яхта, по вине которой произошел навал на знак, сходит с гонки или оправдывает себя.
В пр. 54.1(b) — прежнем 60.1(b) — второе предложение теперь следует читать: «Экипаж яхты может передвигаться для того, чтобы сохранять или изменять крен или дифферент яхты» и далее по тексту. Таким образом, экипаж может перемещаться по яхте, в том числе и резко, для того чтобы поддерживать постоянный крен или дифферент.
Следует отметить, что нарушения пр. 54 «Средства движения» одни из наиболее распространенных на соревнованиях, проводимых при слабых ветрах. На кубке СССР 1985 г. впервые в нашей стране было испытано новое средство борьбы с яхтами-нарушителями этого правила. В гоночную инструкцию был включен следующий пункт: «Если на судейском судне поднят флаг «Т» МСС, то это означает, что на участке дистанции от этого до следующего знака нет условий для ’глиссирования и серфинга. В этом случае на данном участке дистанции запрещены действия, описанные в пр. 54.2».
По мнению судейской коллегии и тренеров, введение нового сигнала оказывает на гонщиков явное дисциплинирующее воздействие.
Аналогичный пункт (только с подъемом флага «U» МСС) был включен в гоночную инструкцию чемпионата мира в классе «Виндгляйдер», проходившего в г. Таллине в июле этого года.
Новое пр. 61.2 (пр. 22.3 по ППС-81) разрешает использование «тяжелых жилетов из неметаллических материалов (кроме обычных застежек), имеющих или не имеющих карманы, отделения или емкости, при условии, что эти жилеты: (а) имеют постоянную плавучесть: (b) выступают над плечами спортсмена не более чем на 30 мм и (с) могут быть сняты спортсменом менее чем за 10 секунд, и что балласт, содержащийся в кармане, отделениях или емкостях, является только водой».
Новым пр. 22.3 является прежнее пр. 55.
Новый пункт (а) правила 69 разрешает яхте требовать у протестового комитета восстановить результат, если ее результат на финише существенно ухудшился из-за «действия яхты, нарушившей "Основное правило-С" или к которому применено наказание по пр. 75.1».
В пр. 73.5 добавлено ограничение по времени, в течение которого яхта может потребовать повторный пересмотр протеста: «Требование яхты о повторном рассмотрении протеста должно быть подано не позднее 18.00 дня, следующего за днем принятия решения, если только протестовый комитет не сочтет возможным продлить это время».
В приложении 2 к Правилам соревнований, описывающем особенности соревнований парусных досок, дано новое определение наветренной стороны доски: «Сторона парусной доски, обращенная к ветру (или та ее сторона, которая была обращена к ветру до момента, когда парусная доска оказалась в положении прямо против ветра или прямо по ветру), называется наветренной стороной, независимо от того, в каком направлении движется парусная доска. Однако, если ветер направлен с кормы и с той стороны, где расположены парус и гик, то наветренной стороной считают противоположную сторону парусной доски».
В пункте 3.1 этого приложения сказано: «Пр. 33.2 не применяется в случае инцидентов между парусными досками». Это означает, что в случае, когда парусные доски коснулись друг друга и ни одна из них не подает протест или не сходит с дистанции, то другие спортсмены или судьи не могут подавать протест на коснувшиеся доски.
Однако, если одна (или обе) из коснувшихся досок подает протест на другую, то случай подлежит разбору, и доска, виновная в нарушении правила, подлежит дисквалификации.
Не следует думать, что теперь парусная доска может ходить по дистанции и, не имея права дороги, все время сталкиваться с другими парусными досками, если они на нее не протестуют. Судейская коллегия может посчитать, что такая яхта ведет себя неспортивно, грубо нарушает правила расхождения, и применить к ней пр. 75.
Пункт 4 приложения теперь разрешает рулевым парусных досок тормозить ход доски ногой.
От знаний правил соревнований непосредственно зависит результат спортсмена. Зачастую незначительное, с точки зрения спортсмена, нарушение правил ведет к тому, что его результат не засчитывается. Так во время Кубка СССР по парусному спорту 1985 г., проходившего в г. Севастополе, рулевые парусных досок № 33 и 177, пройдя всю гонку, были дисквалифицированы из-за незнания новых правил за то, что не выполнили требования гоночной инструкции — не расписались в гоночном объяснении после возвращения с моря, а рулевые парусных досок № 5, 151 и 78225 понесли такое же наказание за то, что во время стартовой процедуры для класса «Финн» находились в районе стартовой линии.
Очевидно, что гонщик, ведя тактическую борьбу на дистанции, вынужден применять правила расхождения в соответствии с частью IV правил парусных соревнований. Неуверенные знания правила ведут к проигрышу.