Ветроэлектростанция для яхт
Английская фирма «Эмпэйр-Ламик» освоила серийное производство миниэлектростанций «Эмпэйр-100» весом всего 13 кг. Генератор максимальной мощностью 100 Вт приводится во вращение шестилопастным ветродвижителем, диаметр которого составляет 900 мм. Электроэнергия начинает вырабатываться при скорости ветра 3 м/с. Прочность устройства рассчитана на то, чтобы противостоять порывам ветра до 50 м/с.
«Эмпэйр-100» может подавать энергию непосредственно в судовую сеть либо заряжать аккумуляторы напряжением 12 или 24 В. Генератор изготовлен в брызгозащищенном исполнении из некорродирующих в соленой воде материалов.
Кроме яхт, устройство может быть использовано для подзарядки батарей навигационных буев, радиомаяков, дач.
Латы трехслойной конструкции
Австралийская фирма «Тироунси» выпускает легкие эластичные латы, которые обладают высокой прочностью и обеспечивают правильный аэродинамический профиль паруса. Они изготовляются из стеклопластика трехслойной конструкции. Средний слой выполняется гофрированным в виде трапеций, два наружных представляют собой плоские пластины. Во всех трех слоях армирующие стеклянные волокна непрерывны по всей длине, поэтому в случае чрезмерного изгиба латы лопается только одна ее сторона. Неисправную лату легко вытащить из кармана.
Трехслойные латы на 40 % легче, чем однослойные, изготовленные из пластика: при ширине 15 мм и длине 1,5 м они весят 110 г.
Лестница язона
Английский изобретатель Найджел Уотлинг предложил оригинальную конструкцию складного забортного трапа для крупных крейсерских яхт. Основное назначение «лестницы Язона», как названа конструкция, — облегчить подъем из воды обессилевшего человека, что всегда является проблемой для экипажа высокобортного судна.
Трап собран из штампованных алюминиевых секций, в сложенном виде укладывается в парусиновую кису. Он хорош тем, что всегда готов к использованию.
Прежде чем сбросить трап в воду, один его конец крепится на фальшборте или мачте, а второй присоединяется к одному из фалов парусов. Спасаемый заводится в образуемую петлей трапа «люльку», затем фал выбирается, поднимая человека до уровня борта. Каждое звено трапа имеет возможность повернуться относительно другого лишь на ограниченный угол, благодаря чему исключается сжатие тела спасаемого.
Лестницу Язона можно использовать и для других целей, например, для подъема на мачту или высокую набережную, при чистке бортов судна и т. п.
Яхту движет Солнце
Все более широкое применение на крейсерских парусных яхтах на-, ходят солнечные батареи — один из «даровых» источников тока, необходимого для все возрастающего потребления электроэнергии на борту судна. Большинство владельцев яхт, плавающих в море, стараются оснастить их радиопеленгаторами, эхолотами, лагами и другими приборами, которые требуют постоянного расходования энергии. Пополнить ее запас позволяют солнечные элементы, которые чаще всего работают в режиме зарядки аккумуляторных батарей.
В прошлом году во Флориде (США) начата опытная эксплуатация 5,5-метровой крейсерской яхты, на которой солнечная батарея используется для движения судна. Две панели солнечных элементов мощностью по 37 Вт дают ток 2,5 А при напряжении 13,5 В, подзаряжающий аккумуляторную батарею емкостью 210 А-ч. Двигателем служит электромотор постоянного тока мощностью 0,75 кВт, сообщающий яхте скорость 4 уз. На этой скорости можно пройти 2 ч или, если снизить частоту вращения двигателя, запаса энергии хватает на 8 ч хода (разумеется, на более низкой скорости). Жаркие штилевые дни, которые могут застать яхту в этих краях, теперь не страшны; солнца поможет не торопясь добраться до ближайшего порта.