Павловским ребятам повезло. Здесь, в Павлово — городе на Оке, живет неутомимый и умелый, добрый человек — энтузиаст парусного спорта.
Сергей Николаевич Емельянов по-юношески строен, выглядит гораздо моложе своих лет; движения энергичны, говорит быстро и с характерным волжским нажимом на «о». Многие тысячи километров исколесил он по дорогам страны за 25 лет работы шофером. Он никогда не был ни моряком, ни речником, но уже наплавал немало миль под парусами и на веслах на лодках, построенных своими руками. А все началось с того, что четырнадцатилетнему подростку попала в руки книга С. Лучининова «Юный кораблестроитель». «Эту книгу я храню до сих пор, в ней — моя юность, мои мечты», — говорит Сергей Николаевич.
Первой лодкой, на которой некогда он вышел на простор Оки, был швертбот, переделанный из старенькой плоскодонки. Потом, после службы в армии, шофер Емельянов в порядке отдыха построил и вооружил мини-швертбот «Поплавок», швертботы «Пионер» и «Мотылек», килевую яхту «Парус-2» и несколько весельных лодок, включая разборную «Ладогу». Чертежи брал из «Катеров и яхт», но видоизменял конструкцию в зависимости от того материала, который удавалось добыть. С каждым новым парусником росло мастерство строителя, приобретались навыки яхтсмена и туриста-водника.
На постройку килевой яхты ушло три года. Новая яхта получила очень странное название «Сезонива». Оказывается, оно сложилось из первых слогов имен членов семьи: Сергей, Зоя, Нина, Валера. И это — не случайность. Все в этой дружной семье были и остаются верными его помощниками. И не только всегда помогали, но и вселяли уверенность в своих силах.
Рассказывая о тех годах, Сергей Николаевич порой неожиданно замолкал, и мне казалось, что перед его взором проходят счастливые дни молодости.
Городская газета «Павловский металлист» поместила тогда отчет о плавании комсомольско-молодежного экипажа парусно-моторной яхты «Сезонива» по кольцевому маршруту Павлово — Горький — Москва — Павлово. Отчет этот заканчивался словами: «Хочется надеяться, что парусный спорт в городе приживется, перестанет быть занятием любителей-одиночек, будет по-настоящему массовым». И вышло так, что Сергею Николаевичу — человеку, по профессии далекому от вопросов организации спортивного движения, довелось сыграть в этом ведущую роль.
Конечно, одному человеку поднять такое дело, как создание яхт-клуба, не под силу. Но после нескольких безуспешных попыток найти в городе организацию, которая способна была бы поддержать такую инициативу, судьба привела Сергея Николаевича в открывшийся пару лет назад Дворец пионеров. Директор дворца Лариса Александровна Лянная свою первую и главную задачу видела в том, чтобы привлечь к работе с ребятами людей, которые преданы своему делу, могут и стремятся дать ребятам все лучшее, что накопили сами за годы жизни. Ясно, что энтузиаст, ратующий за романтические паруса, сразу же пришелся здесь ко двору.
В сентябре 1980 г., едва по городу пронеслась весть о том, что во Дворце пионеров организуется яхт-клуб, сюда потянулись подростки. Это они в честь Московских Олимпийских игр назвали его «Олимпия». Название придумали быстро. И вместе со взрослыми стали решать вопрос: что делать дальше? С чего начинать? Как сочетать занятия теорией и практикой? Как, где и какие строить суда, чтобы можно было плавать на них?
Решили попробовать свои силы — 1 построить два швертбота типов «Пионер» и «Мотылек», благо Сергею Николаевичу их конструкция была прекрасно знакома. Но одного желания мало. Нужны материалы, инструменты, наконец — место, где будет находиться верфь. Комнатка, выделенная яхт-клубу, для судостроения явно не подходила, поэтому строить пришлось прямо в коридоре. Шефы помогли с приобретением стройматериалов и инструментов, И закипела работа. На ходу ребята осваивали необходимые навыки, учились читать чертежи и вычерчивать шаблоны, плотничать и столярничать, осваивали технику кроя и шитья парусов. И Сергей Николаевич сумел не только учить всему этому, но и увлечь их. Скучающих не было. Каждому находилось интересное настоящее дело. И главное, пионерский яхт-клуб учил работать в коллективе, сообща преодолевая трудности.
Саша Перечкин — ветеран, один из тех, кто начинал в тот год, вспоминает: «Поздним зимним вечером Мы закончили сборку первого корпуса. Было очень поздно, но всем хотелось посмотреть, что же получилось? И никто не пошел домой. Сняли крепления, перевернули швертбот и поставили на киль. Вы бы видели, что началось! Радостный вопль разнесся по пустынным этажам дворца. Дальше стали работать увереннее. И один за другим со стапеля нашей верфи стали сходить «Пионеры» и «Мотыльки». Сейчас, спустя четыре года, эти первые суденышки исправно служат уже следующему поколению олимпийцев...»
Вся первая зима и почти все лето ушли на постройку своей парусной эскадры — иначе какой же может быть яхт-клуб! Работали много, не забывая при этом и об учебе: двоечникам путь в клуб закрыт — это оговорено уставом. Порой было тяжело, но мечта о дальнем плавании на настоящей яхте, построенной своими руками, придавала новый заряд бодрости. При постройке яхт особо отличились трое: Миша Урвилов, Толя Ионов, Володя Сатулин.
Только в конце августа яхты были спущены на воду и вооружены. Срочно начались сборы в путь и тренировки. За остававшуюся до 1 сентября неделю всей эскадрой успели пройти 88 км до Жайска и обратно. И хотя поход был труден, все 10 новеньких швертботов и 16 юных яхтсменов экзамен выдержали. Ребята убедились, что, если действовать дружно, многое им по плечу!
Поверили в яхт-клуб и взрослые. В начале наступившего 81—82 учебного года ребятам выделили мастерскую, оснащенную необходимыми станками. Теперь можно было претворять в жизнь самые смелые замыслы.
С. Н. Емельянов говорит: «Коллектив клуба сложился. Ребят объединяло горячее желание строить новые яхты и ходить в новые дальние походы. Мы заложили две ях-точки типа «дори» по чертежам «КиЯ». Выбрали проект не случайно. Сообща пришли к выводу, что такой спортивно-крейсерский швертбот открытого типа даст возможность каждому освоить и парус, и весло, и мотор, ощутить все капризы погоды. К этому времени я окончательно решил оставить работу на заводе и перешел на постоянную работу с ребятами — во дворец».
Ребята наперебой, со знанием дела, дополняют рассказ своего руководителя,
Валера: «Шпангоуты сделали округлыми, корпус обшили рейками вгладь. Научились работать на циркульной пиле и на фуговочном станке. Когда весной к нам заходили гости посмотреть, чем мы занимаемся, и увидели оклеенные стеклотканью и окрашенные корпуса, никто не поверил, что все это мы сделали сами!»
Ирина: «Когда зимой мы к своим будущим швертботам шили паруса, приходилось останавливать швейную машинку: она нагревалась так, что появлялся запах паленого. За машинкой сидели по два человека: один крутил ручку, а другой двигал шелк...»
И вот пошли по Оке новые яхты — «Вера» и «Надежда» с алыми и синими парусами. Это было незабываемое зрелище. За 20 дней прошли около 1200 км.
Несколько из участников этого плавания сейчас служат в Советской Армии. С нетерпением ждут их возвращения в яхт-клубе: все уверены, что вчерашние мальчишки, пройдя армейскую закалку, не забудут дорогу в свой клуб.
Вот что пишет пограничник Михаил Урвилов: «Здравствуйте! Получил почетную грамоту нашего дворца, фотографии похода и удостоверение «Инструктора-общественника»: все это вручил мне командир перед строем. С удовольствием вспоминаю яхт-клуб, своих друзей и дни похода». Миша отлично несет службу; об этом сообщает командир части. И это письмо занимает почетное место в музее. Да, как и каждый настоящий клуб, «Олимпия» имеет свою историю и свой музей.
Рассматриваю планшеты, выставленные в коридоре. Экспозиция начинается с клубовского девиза: «Парус, Дружба, Мужество, Спорт, «Олимпия» верит — будет рекорд!» Читаю полный текст Устава: «В Олимпию принимаются мальчики и девочки 10—14 лет, если они обладают следующими обязательными качествами...» Уж не знаю, кто составлял этот текст, но все оговорено очень толково и кратко. Например: «Научился сам — научи другого», «Каждый член клуба является хозяином клуба». Нашлось место и словам о любви к природе, об изучении родного края, о пропаганде паруса и профориентации.
Что же все-таки такое «Олимпия»?
«Главное, чтобы всем было интересно и зимой и летом, — считают С. Емельянов и Л. Лянная. — Наша «Олимпия» — это, пожалуй, одновременно кружок «умелые руки», кружок юных судостроителей и юных моряков, туристская секция и спортивная школа. Жесткой программы на сегодня нет, но можно сказать, что мы уже знаем, чему надо учить и как это делать, чтобы при всем том наш клуб оставался клубом не только по названию. У нас мнение ребят всегда имеет такое же значение, как и мнение взрослых». (Добавлю — тактичных и очень любящих ребят взрослых!)
Мне показывают фотоснимки. Я вижу, как создавались первые швертботы, как они впервые «выходили в море». Я узнаю на фотографиях тех ребят, которые окружают меня.
В клубе сейчас занимаются 24 мальчика и 6 девочек.
За зиму 1984 г. построены три виндсерфера и буер. Усовершенствованы яхты (расширили банки, сшили брезентовые тенты от дождя). На теоретических занятиях изучали лоцию, знаки судоходной обстановки — готовились к походу до Москвы. Теперь мне показывают фото и каждый стремится рассказать наиболее запомнившийся ему эпизод.
Всем запомнился тот случай, когда совсем неподалеку от их яхт сел на мель «Метеор». Ребята быстро переправили всех пассажиров на другое судно. И после этого в благодарность за помощь все встречные «Метеоры» на Волге салютовали их «Вере» и «Надежде» гудком.
Каждый твердо знал свои обязанности: быстро ставили палатки, разводили костер. Жалоб на работу камбуза не было, а просьба о добавке всегда радовала коков — Ирину Лянную и Диму Урусова. Было даже фирменное блюдо — каша «Дружба».
Много хорошего рассказывают об Олеге Никифорове, вихрастом, светлоголовом пареньке. Он оказался прирожденным яхтенным рулевым. Когда Олег стоял на руле, Сергей Николаевич был спокоен.
В вахтенных журналах описаны испытания, выпавшие на долю «мореплавателей». Есть и примеры выдержки и самообладания, которыми могут гордиться наставники ребят. Так и хочется привести некоторые записи:
«Надвигался шторм. Пошли в укрытие, но дойти не успели. Порывистый ветер разыграл большую волну, ливень закрыл видимость, вокруг все шипело и кипело, яхты швыряло волной, ветер гнал их к берегу. Мы быстро убрали паруса, приготовились к высадке. Когда стало видно дно, по команде все прыгнули в воду и, взяв яхты под борта, потащили их на берег. Волны сшибали с ног, захлестывали с головой, но все как один упорно шли к желанному берегу».
«Когда подходили к шлюзу, сломался и второй мотор. Все дружно взялись за весла. Оля, Лариса и Люда наравне с мальчишками гребли изо всех сил. Ныли руки, ладони сразу покрылись мозолями, но все гребли молча, мужественно преодолевая трудности».
О каком бы походе не заходила речь, ребята сразу упоминали Сашу Перечкина. Сейчас он здесь самый старший: ему уже 18, он окончил ПТУ и работает на автобусном заводе, но вечерами пропадает во дворце. Ребята тянутся к этому высокому, широкоплечему юноше, мальчишки охотно выполняют его точные немногословные указания. Саша уже получил права рулевого-моториста и помогает готовить новое поколение «олимпийцев» к будущим походам.
Руководитель яхт-клуба считает: «Без дальних плаваний невозможно ни овладение морским делом, ни воспитание мужественных, закаленных людей. С другой стороны, только в гонках можно оттачивать такие качества, как быстроту реакции, способность принимать единственно правильное решение в неожиданной сложной ситуации. Поэтому мы и стараемся теперь сочетать ДСП и участие в гонках».
С. Н. Емельянов уже вывозил своих воспитанников на регату «Весенние ласточки», в которой регулярно встречаются ребята из городов Гусь-Хрустальный, Владимир, Кольчугино н Собинка. Гонки проводились на «Кадетах», «Оптимистах», «Финнах» и «Виндгляйдерах». У павловцев судов таких классов нет, но, несмотря на это, потренировавшись всего три дня, они показали отличные результаты. На «Финне» Саша Перечкин победил и завоевал «Хрустальный кубок»; на «Кадете» Алеша Федин и Сережа Пермяков заняли 2-е место, на «Оптимисте» — Саша Бородин стал четвертым.
Девочки выступали в отдельном зачете и победили. Люда Воскресенская рассказывает: «В последней гонке мы с Ларисой перевернулись. Быстро поставили «Кадет» на ровный киль и снова пошли вперед, хотя по итогам гонок могли и не финишировать: мы уже и так были впереди. Но ведь не могли же мы остановиться на полдороге?»
Ежегодно во дворце проводится смотр работы отдельных детских коллективов. И уже второй год подряд яхт-клуб «Олимпия» занимает первое место. При подведении итогов учитывается, что все члены клуба ведут активную общественную работу в своих школах, регулярно участвуют в спортивных состязаниях. 16 «олимпийцев» награждены значком «Турист СССР»; четверо носят звание «Пионер-инструктор», пятеро — «Пионер-умелец».
Проводят ребята и большую работу по изучению истории родного края. Так, ребятам удалось разыскать павловчан, которые участвовали в дальнем походе на лодках 50 лет назад. А. С. Ромашкин, Л. Ф. Кутумин и К. К. Абросимов рассказали много интересного о прошлом г. Павлово, о годах их юности. В числе 11 лучших комсомольцев города они были награждены за ударную работу правом участвовать в весельном походе...
Мне довелось быть участником яхт-клубовского праздника в честь закрытия летнего сезона 1984 г. Ребята, несмотря на холодный дождь, решили продемонстрировать свое мастерство управления парусами. Быстро спустили на воду «Пионеры» и «Мотыльки», вооружили «Веру» и «Надежду». Пошли по Оке яхточки с разноцветными парусами. Немного выгоревшие от солнца, паруса стали поистине великолепным украшением красавицы-Оки. Между яхтами скользил на виндсерфере Саша Тимин: он одним из первых освоил хождение на парусной доске.
Пришли на песчаную косу, вытащили яхты на берег и все дружно отправились за дровами. Какой же отдых без костра, без горячего, приправленного дымком чая? Пока вода закипала, мальчишки ходили на виндсерфере, сменяя один другого. С берега слышалось: «Олег! Ты уже по уши мокрый, иди сушись! — Нет, я еще немного покатаюсь...»
За чаем задаю ребятам вопрос: как дома относятся к занятиям в яхт-клубе? Чуть не хором все отвечают — хорошо! Если по какой-то причине кто-то сидит дома, когда в «Олимпии» идут занятия, родители всегда интересуются — почему? Мне объясняют, что многие родители сами увлеклись судостроением и парусным спортом не меньше ребят, стараются помочь в работе клуба. Вот и сейчас многие из них помогают в постройке нового крупного парусника: за зиму решено построить корпус крейсерской яхты типа «Мечта» длиной 12,5 м. По проекту она армоцементная, но клубовцы строят ее из дерева. Уже выставлены шпангоуты, набор обшивается рейками...
Вот и закончилось мое пребывание в «Олимпии». Конечно, есть у этого молодого клуба и нерешенные проблемы. Нет хотя бы простого сарая-эллинга для хранения судов и снаряжения, нет ни одной яхты детских классов, не говоря уже о «Финнах» (дворцу таких вопросов не решить — необходима помощь городских организаций!). Нет методического руководства. Да и многого еще нет. Но зато есть нечто гораздо более важное: дружный работоспособный ребячий коллектив, руководимый настоящим энтузиастом.
Прощаясь, говорю им: счастливого плавания «олимпийцы»! Семь футов под килем вашим будущим кораблям!