Продукция старейшего в стране предприятия спортивного судостроения — Ленинградской экспериментальной судоверфи ВС ДСО профсоюзов хорошо известна. Яхты, катера, парусные доски, лодки с фирменной маркой судоверфи можно встретить едва ли не на всех морях, водохранилищах и больших реках Союза.
Многие читатели обращались в редакцию с просьбой рассказать о планах коллектива этого предприятия на будущее, о том, над чем работают Конструкторы верфи. Представитель редакции посетил директора ЛЭС Олега Николаевича Никитин а и попросил его ответить на все эти вопросы.
Редакция: В 1978 г. в №73 мы печатали каталог продукции верфи. Если сравнивать его и тот каталог, который печатается на вкладке этого номера, складывается впечатление, что сама номенклатура продукции изменилась незначительно.
О. Никитин: Это и так, и не совсем так. Хотя мы и выпускаем те же типы судов, что и раньше, сами эти суда во многом, а не только по цене, отличаются от выпускавшихся. Возьмем, например, универсальный крейсерско-гоночный швертбот класса Т-2. На сегодня выпускавшийся до сих пор «Цефей» уже не полностью удовлетворяет заказчиков. Поэтому был разработан новый проект «ЛЭС-22», а строящийся по нему швертбот выгодно отличается от своего предшественника улучшенными мореходностью и ходкостью. Но наиболее существенные изменения продиктованы желанием повысить комфортабельность яхты. Для этого потребовалось увеличить габаритные размеры, надстройку мы заменили рубкой, обеспечивающей необходимую высоту в каюте. Внутри яхта тоже оборудована иначе: теперь здесь четыре спальных места — двойная койка в носу и две койки по сторонам кокпита. Экипаж размещается вокруг стола на диванах. Газовая плита, шкафы, туалет дополняют теперь оборудование «Цефея». Кстати, новые швертботы имеют лучшую управляемость и центровку благодаря изменению формы и места расположения швертового устройства.
Швертбот оснащен шлюпом с топовым вооружением, наиболее удобным для обслуживания малочисленным экипажем в длительном плавании. Для любителей гонок может быть установлено более эффективное парусное вооружение типа 3/4 или 7/8 с гибкой мачтой.
Редакция: Очевидно, сказанное относится и к килевым яхтам?
О. Никитин: Совершенно правильно. Верфь полностью перешла на выпуск крейсерских яхт по принципиально новым проектам. Это однотонник «ЛЭС-35» и полутонник «СТ-31», выгодно отличающиеся от выпускавшихся ранее «Алькора» и «Марины».
«ЛЭС-35», сохранив основные размерения прототипа, более прост по конструкции и надежен, а главное — имеет более высокие мореходные и скоростные качества, особенно в сравнении с «Мариной».
Всего полтора года назад на нашей верфи впервые был освоен выпуск деревянной крейсерско-гоночной яхты полутонного класса. Это — проект «СТ-31». Яхта универсальна по назначению. Условия обитаемости позволяют экипажу из пяти человек нормально работать и отдыхать при плавании в течение полутора месяцев. Очень хорошие отзывы о яхте мы получили в связи с ее скоростными возможностями. В прошлогодних соревнованиях на «Кубок Онежского озера» яхта этого типа «Северное сияние» вполне успешно конкурировала с польскими «Картерами-30», имея преимущество в скорости.
Даже конструкцию парусной доски «Монотип» мы постарались за эти годы существенно улучшить. Дело в том, что почти все парусные доски имеют один и тот же недостаток: при эксплуатации вес их возрастает из-за намокания наполнителя. Нам удалось подобрать новый отечественный наполнитель, который не впитывает влагу. При опытной проверке доска на неделю была погружена в воду, а вес ее не изменился ни на грамм.
А вот и новинка, расширяющая наш ассортимент. По рекомендации Спорткомитета СССР КБ верфи начало разработку нового гоночного швертбота — «тройки» национального класса. В ближайшее время приступим к его серийному изготовлению.
Редакция: Какие новые катера планируются к выпуску в ближайшее время?
О. Никитин: Из новинок катеростроения назову сравнительно тихоходный и экономичный дизельный деревянный катер. Проект готов, мы планируем выпускать катера с 1987 г. Катер, имеющий и развитый открытый кокпит, и каюту, предназначен для обслуживания соревнований по парусному и гребному спорту и для путешествий по морям, водохранилищам и большим рекам. Увеличенные размерения судна (длина — 10 м, ширина — 2,8 м) позволили создать определенный комфорт: в салоне оборудованы три штатных спальных места, есть шкафы для одежды, газовая плита.
Дизель с наибольшей мощностью 60 л. с. позволяет развивать скорость до 26—27 км/ч. Катер принимает большой запас топлива, дальность плавания его значительно больше, чем у выпускавшихся ранее катеров.
Редакция: Судя по вашему каталогу, верфь в настоящее время и в ближайшем будущем специализируется на деревянном судостроении. Есть ли потребность в деревянных судах?
О. Никитин: Наша верфь спортивного судостроения единственная в стране, специализирующаяся на деревянном судостроении. И надо отметить, что практически при всех плюсах стеклопластика потребность в деревянных судах постоянно возрастает. Мы это реально ощущаем по росту количества заказов. Сегодняшняя верфь систематически не удовлетворяет заказы и на крейсерские яхты, и на швертботы, и на лодку «Славянка». Даже парусных досок и гоночных швертботов молодежного класса «ОК-Динги» мы не имеем возможности выпускать столько, сколько требуют заказчики. Вот поэтому-то и назрел вопрос с реконструкцией предприятия.
Редакция: Многие читатели интересуются — можно ли заказать на верфи отдельно рангоут, паруса, дельные вещи, навигационные приборы и другое яхтенное или катерное оборудование?
О. Никитин: Заказы от организаций на пошив парусов мы принимаем. Правда, из-за трудностей с парусными материалами в настоящее время шьем паруса только для малых яхт. Рангоут можем изготовить только в отдельных случаях. Дельные вещи, приборы и другое оборудование мы сами получаем по кооперации или закупаем лишь для оснащения строящихся у нас судов.
Мы тоже получаем много писем от отдельных граждан с просьбой выполнить тот или иной заказ. Особенно много заявок на пошив парусов. Вынужден огорчить отдельных заказчиков: предприятие реализует продукцию только по оптовым ценам по безналичному расчету, принимать заказы от населения мы не можем.
Редакция: Профессия сборщика деревянных судов становится уникальной. Как вам удается комплектовать предприятие квалифицированными кадрами?
О. Никитин: Может показаться странным, но мы пока не испытывали затруднений. За последние десять — двенадцать лет с верфи не уволился ни один кадровый специалист. Тех, кто ушел на пенсию, заменяет молодежь. Дело в том, что на нашей верфи с готовностью проходят практику многие учащиеся ПТУ. Мы присматриваемся к ним, наиболее старательных и любящих спорт приглашаем к себе на постоянную работу. Ребята охотно идут к нам, возвращаются на верфь после службы в Армии.
Редакция: При отсутствии в стране специализированного КБ по проектированию парусных спортивных судов кто разрабатывает вам проекты?
О. Никитин: В последние годы удалось расширить наше собственное КБ, пополнить его квалифицированными инженерами, такими, как главный конструктор верфи А. С. Стружилин. В КБ трудятся опытные яхтсмены-конструкторы В. В. Чайкин, A. Б. Карпов, К. А. Капшунов, B. А. Ломакин. Ю. А. Ситников и другие. Они и являются разработчиками всех наших проектов. Нам хорошо помогают такие научно-исследовательские организации, как ЦНИИ им. А. Н. Крылова, СКВ ЛКИ «Океан», а также опытные рабочие-яхтсмены — В. Г. Петров, В. В. Литвиненко, В. Д. Жабыко и другие.
Редакция: Какие проблемы волнуют коллектив ЛЭС в настоящее время?
О. Никитин: Главная наша задача — увеличить выпуск продукции и в то же время повысить ее качество, полностью удовлетворять потребность в спортивных судах. Без реконструкции предприятия, о которой мы уже говорили несколько лет назад, нам не обойтись. Надо расширять производственные площади, увеличивать мощности с максимальным внедрением механизированного труда, организовать стеклопластиковое производство.
Проблема качества тесно связана с проблемой обеспечения высококачественными материалами и комплектующими изделиями — древесиной, фанерой, клеями, тросами, дельными вещами, приборами, дакроном и лавсаном, а также с проблемой совершенствования технологических процессов. Последнее, в свою очередь, связано с работами по реконструкции верфи. У нас есть все основания полагать, что в комплексе мы справимся и с этой проблемой. Лед уже тронулся. В плане на 1985 г. предусмотрены соответствующие подготовительные работы.
Мы благодарим Олега Николаевича за интервью и от имени читателей «Катеров и яхт» желаем коллективу судоверфи успешного претворения в жизнь всех творческих планов.