Конструкторским отделом Ленинградской судоверфи ВЦСПС в 1972 г. был разработан проект парусного гоночного катамарана класса «В», в основу которого положены Правила международного класса «Торнадо». Массовый выпуск судов по этому проекту должен дать нашим яхтсменам возможность освоить специфику нового олимпийского класса и подготовиться к спортивной борьбе на предстоящей регате XXI Олимпиады в Канаде. С апреля и до конца прошлого года верфь изготовила 25 катамаранов «КВ-73». В 1974 г. планируется увеличить их выпуск до 108 единиц.
На катамаране установлена вращающаяся пустотелая деревянная мачта сечением 91X135. В соответствии с Правилами класса мачта раскрепляется только одной парой вант, ромбовантами и форштагом, который крепится к шпрюйту, натянутому между корпусами. Весь стоячий такелаж выполнен из стального оцинкованного троса ∅4,2. Катамаран снабжен трапецией для откренивания. Штаг, ванты и трапеция крепятся к мачте на одной такелажной скобе, фалы проведены внутри мачты; грота-фал вырезан из капронового шнура диаметром 6 мм (делать его металлическим не имеет смысла, так как грот висит на стопорном кольце и грота-фал не нагружен).
Надо подчеркнуть, что деревянные мачты получаются тяжелыми. Пока наша промышленность не наладила выпуск мачтовых профилей (с ликпазом) из легких алюминиевых сплавов, на судоверфи ВЦСПС ведутся экспериментальные работы по изготовлению клепано-сварных алюминиевых мачт.
Гик на нашем катамаране делается из дюралюминиевой трубы 50X2. На нем стоят два барабана для натяжения шкотового и галсового углов грота. В отличие от заграничных катамаранов, где на гике устанавливают два бугеля, на «КВ-73» их три (третий примерно по середине длины гика). Гика-шкот, проходя через блок, подвешенный на третьем бугеле, идет на поворотный стопор, раскрепленный на шпрюйтах между корпусами поверх тента. Эта конструкция, предложенная В. Васильевым, очень хорошо зарекомендовала себя на прошлогодних гонках.
Тент шьется из тбилисского лавсана. Его боковые кромки вставляются в ликпаз, изготовленный из дюралевой трубки 22X2, которая крепится к привальному брусу шурупами. Задняя кромка тента заводится под кормовую балку, передняя — наворачивается на носовую балку. Половины тента стягиваются капроновым шнуром через люверсы. Натягивать тент таким образом чуть сложнее и дольше, но зато получается он более ровным и упругим. И еще одно достоинство нашего варианта — тент быстрее освобождается от воды. На каждой половине тента имеется по карману; в них заправляются ходовые концы стаксель- и грота-фалов, а также ремни для откренивания.
Паруса шьются из каунасского лавсана. На задней шкаторине стакселя стоят три латы; они делят ее на приблизительно равные части. На гроте — одиннадцать лат, включая устанавливаемую вдоль нижней шкаторины. Гонщики признали удачным раскрой парусов, выполненный по шаблонам мастера спорта А. Коновалова.
Отпускная цена катамарана — 3310 рублей.
Много усовершенствований внесли в конструкцию катамарана работники верфи — мастера спорта Г. Щеглов, Н. Красноперое и В. Романов. Ими и были построены первые четыре судна, которые с успехом участвовали в основных соревнованиях парусного сезона 1973 г. В условиях гонок были проверены основные конструктивные узлы и дельные вещи, пошедшие затем в серию.
В июле на XXV Балтийской регате нашим судам пришлось соперничать с «настоящими» «Торнадо», изготовленными известными европейскими фирмами. Анализируя результаты этих гонок, можно отметить, что ленинградские катамараны выглядели неплохо; Э. Шугай и Н. Красноперое заняли на них соответственно второе и четвертое места.
Несколько слов о конструктивных особенностях катамарана-монотипа и технологии его постройки на нашей верфи.
Корпуса «КВ-73» формуются на болване из полос двухмиллиметровой авиационной фанеры марки БП-1, укладываемых в два слоя на водостойком клее ВИАМ Б-3. Применяется запрессовка ремнями шириной 175 мм, которые ставят вплотную один к другому, обеспечивая равномерность давления по всей площади. Каждый ремень обтягивают болтами, расположенными под болваном. Давление, создаваемое при этом, достигает 4 кг/см2, что гарантирует высокое качество соединения слоев фанеры; обшивка получается водонепроницаемой, ровной и красивой (соединение по килю снаружи по всей длине корпуса защищается полоской стеклоткани), Надо отметить, что при внедрении нового метода запрессовки большую работу проделал мастер Г. Щеглов.
Детали набора изготовляются из легкой и прочной древесины кедра. Продольный набор составляют привальные брусья и киль; поперечный — четыре шпангоута, выклеенных из полос фанеры 2X50 в пять слоев. Шпангоуты расположены у задней стенки швертового колодца, под двумя усиленными двойными бимсами в районе соединяющих корпуса балок и в месте крепления штаг-путенса. Подпалубный набор составляют тринадцать легких бимсов и мидельвейс; на них укладывается трехмиллиметровая палуба.
Швертовый колодец основанием врезан в киль, кормовой частью опирается на шпангоут, а при палубе раскреплен полубимсами; в целом получается довольно жесткая конструкция.
На ранее выпускавшихся верфью катамаранах корпуса соединялись четырьмя трубчатыми балками; в новом проекте их всего две. Носовая балка выполнена из трубы 110X2, кормовая — 85X2; материал — алюминиево-магниевый сплав. Носовая балка служит также опорой для мачты, поэтому она подкреплена стойкой и растяжкой из стальной полосы 3X50.
К балкам приварены вырезанные из угольника 60X50X4 хомуты для соединения с корпусами. Так как балки полностью перерезают привальный брус и палубу (по Правилам класса их нижняя кромка должна быть ниже линии борта на 25 мм, но не более чем на 35 мм), борта в этих местах подкреплены шельфом 40X40X750 с дюралевым угольником, через который проходят шпильки М8 крепления балок. На палубе в районе крепления хомутов имеются два небольших лючка для удобства монтажа балок (через них можно поддерживать шпильку при затягивании гаек).
Согласно Правилам катамаран с обоими корпусами, заполненными водой, должен поддерживать на плаву груз 160 кг, т. е. вес двух гонщиков. С целью обеспечения непотопляемости в носовой части каждого корпуса к бортам изнутри приклеены полосы пенопласта. Одновременно пенопласт придает дополнительную жесткость обшивке.