Швертбот особенно нравится детям. Они придумали ему название — «Карапуз» — и, надо сказать, прекрасно управляются с ним (даже в одиночку).
Основные данные швертбота
Длина, м | 2,6 |
Ширина, м | 1,2 |
Высота борта, м: | |
на миделе | 0,46 |
у форшпигеля | 0,636 |
У транца | 0,425 |
Осадка, м: | |
корпусом | 0,185 |
со швертом | 0,66 |
Водоизмещение, кг | 140 |
Вес корпуса, кг | 30 |
Площадь паруса, м2 | 3,5 |
Такое суденышко на одного-двух человек можно использовать и для рыбной ловли, и для прогулок. При весе корпуса 30 кг я легко укладываю его на крышу «Москвича» с помощью 12-летнего помощника.
В проект описываемого швертбота заложены два основных принципа, которые надо считать обязательными для каждого малого судна. Это непотопляемость и возможность возвращения в нормальное положение после опрокидывания. Непотопляемость обеспечена большими воздушными отсеками в носу и корме (общий их объем около 250 л). Если швертбот лег парусом на воду, достаточно отдать «веревочный» талреп ванты — и мачта, воткнутая в степс, установленный на палубе, слетит за борт вместе с парусом, а корпус вернется в нормальное положение. Полностью залитый водой швертбот способен выдерживать вес одного человека.
Габариты корпуса определились из условия его укладки на автомобиль «Москвич». Построен швертбот своими силами в домашних условиях.
Корпус имеет упрощенные остроскулые обводы с двумя транцами. Носовая часть сделана широкой, а линии киля придан большой подъем для улучшения всхожести на волну — носовой транец (форшпигель) поднят над ватерлинией. Во время скатывания с волны швертбот не зарывается носом благодаря тому, что форшпигель тормозит движение. Поперечные сечения корпуса имеют одинаковую килеватость днища, равную 14°, и одинаковый развал бортов, равный 16°, обеспечивающий необходимую остойчивость судна и предотвращающий попадание брызг в кокпит.
Конструкция корпуса максимально упрощена. Шпангоутов нет. Поперечная жесткость корпуса обеспечивается транцами, двумя водонепроницаемыми переборками и большой кривизной обшивки. Для того чтобы можно было отказаться от съемного пайола, неудобного при транспортировке лодки да и вообще при ее эксплуатации, к днищу приклеены изнутри шесть фанерных планок; теперь в швертботе можно без опаски ходить, даже когда он стоит на суше.
Детали набора изготовлены из ели, привальный брус и комингс кокпита сделаны дубовыми. Обшивка бортов и днища «Карапуза» выполнены из оргалита — дешевого водостойкого картона, широко используемого при упаковке (да и при производстве) мебели. Попутно отмечу, что наиболее водостойким оказался оргалит коричневого цвета. Этот материал можно ничем не оклеивать снаружи; обшивка от небольших повреждений и царапин не разбухает, не требует какой-либо особой аккуратности в обращении и, как мы уже убедились, достаточно долговечна. В то же время необходимо отметить, что, поскольку удельный вес оргалита что-то около единицы, вес обшивки получился чуть не вдвое больше, чем фанерной.
Палуба и транец — фанерные, а форшпигель вырезан из сосновой доски. Переборки на шп. 2 и 4 на «Карапузе» сделаны из оргалита, а их обвязка (окантовка) — из сосновых брусочков на водостойком клее с запрессовкой шурупами.
Для сборки корпуса нужно заранее заготовить лекала на шп. 1 и 3. Эти лекала-шпангоуты после снятия корпуса со стапеля выламываются. Сама сборка корпуса производится на стапеле килем вверх и ничем не отличается от неоднократно описанной на страницах «Катеров и яхт»; тем, кто не имеет опыта постройки лодок, рекомендую воспользоваться описанием процесса сборки лодки «Утка-2» в сборнике №31.
Когда готовый корпус будет снят со стапеля, устанавливайте подпалубный набор и подмачтовый пиллерс. Вдоль бортов закрепите подлегарсы, на которые опирается своими концами банка для гребца, одновременно раскрепляющая швертовый колодец.
Крепление шверта на «Карапузе» выполнено так, чтобы выдергивать шверт из колодца можно было на воде. Для этого достаточно штырь шверта выдвинуть к борту. Штырь уплотнен резиновым сальником подходящего размера, взятым от мотоцикла. Можно, конечно, применить и любой другой вариант этого узла.
Для защиты от разбухания и повреждений все поверхности транцев, скулы, киль, а также внутренние Поверхности швертового колодца и коробки руля надо оклеить стеклотканью на смоле. В крайнем случае, если нужных материалов достать не удалось, можно применить покрытие парафином. Нужно только помнить, что пропарафиненные детали нельзя будет потом красить и склеивать.
Корпус швертботика снаружи я окрасил красной нитроэмалью; палубу и все поверхности внутри тщательно проолифил и покрыл пента-фталью желтого (банки — красного) цвета, дубовые детали отлакировал.
Мачта — деревянная, из двух частей, соединяемых при помощи дюралевой трубки-муфты. Концы мачты и поверхность ее в месте крепления блока фала п'ропарафинены для защиты древесины от действия влаги.
Ванты и штаги вырезаны из тонкого стального тросика (можно применить и проволоку); набиваются ванты, как уже упоминалось, «мягкими» талрепами.
Парус можно сшить из любого плотного и легкого материала, но делать это надо исключительно аккуратно — по всем правилам (для руководства можно воспользоваться описанием работы при вооружении «Креветки» в сборнике №39). Плохо пошитый парус не позволит ходить в лавировку, что, конечно, испортит все впечатление от швертбота!
Когда вы станете пробовать свое суденышко на воде, необходимо вначале освоиться с ним где-нибудь на мелком месте и при слабом ветре. Обязательно проделайте при этом «оверкиль» и потренируйтесь в спрямлении швертбота, снятии паруса и мачты на воде. Такая тренировка дает очень много, поскольку чувствуешь себя после этого гораздо увереннее.
Перевозим мы «Карапуза» на специальном багажнике из двух дубовых реек, по концам которых закреплены опоры из листовой стали. Багажник имеет восемь точек опоры, не портит буртик крыши автомобиля, легко снимается и укладывается в кабине. Перевернутую вверх дном лодку крепим двумя хлопчатобумажными ремнями, перекинутыми через днище. Под палубу на багажнике сделаны клиновые подкладки с мягкой обивкой. Мачта и весла укладываются внутрь кокпита; при этом концы мачты пропускаются в лючок кормового воздушного ящика.