Фантазия людская неистощима. Какие только плавсредства не выходили в море за долгую историю цивилизованного и нецивилизованного мореходства!
Пожалуй, на сегодня одним из самых серьезных претендентов на звание рекордсмена экстравагантности является бельгиец Фоне Урлеманс. В списке его достижений несколько неординарных плаваний через Атлантику, которые он совершал в обществе своей жены: на плоту (это еще куда ни шло), в приспособленном к самостоятельному движению паровом котле (сугубо оригинальная акция) и, наконец, в 1983 г. — в автофургоне, снятом с колес и установленном на металлические поплавки-понтоны (до этого тоже, насколько известно, еще никто не додумывался).
Неутомимый фантазер не намерен останавливаться. Теперь он собирается пуститься через океан в пивной бутылка.
Бутылка, правде, далеко не обычная. Во-первых, в длину она имеет целых 12 м. диаметр ее — 2,2 м, весит она 10 т (полное водоизмещение — 30 т) и изготовлена не из стекла, а из стали. Во-вторых, снабжена внушительной мощности дизельным двигателем (да еще не одним!). И в-третьих, в отличие от бутылок заурядных, плывущих по течению, она передвигается самостоятельно и с большой скоростью — на подводных крыльях. Разумеется, ей не суждено стать первой бутылкой, которая, стартовав с одного берега Атлантики, финиширует на противоположном (наверняка, какая-то из хрупких стеклянных предшественниц ее давно уже опередила!). Но у бутылки Урлеманса есть все шансы проделать подобное безостановочное плавание быстрее других — и не только бутылок, но даже скоростных мореходных катеров типа «Вирджин Атлантике и иных «челленджеров» этого рода. Впридачу это будет, судя по всему, первый переход через океан судна на подводных крыльях.
Чтобы побить существующий рекорд перехода Атлантики, надо «уложиться» в трое суток. Чтобы поддерживать среднюю скорость на необходимом для этого уровне около 40 уз, и пришлось превращать самоходную бутыль в СПК — ставить на крылья. Впрочем, даже в случае успеха Голубой ленты новому супероригинальному плавсредству все же не видать: награда эта, как известно, предназначается для судов пассажирских, в Урлеманс ни одного пассажира брать с собой не предполагает — места нет! Кроме автора идеи — капитана на борту будут только двое. Это совершенно необходимый минимум для несения круглосуточной вахты у штурвала. Так что на этот раз Маргарет Урлеманс сопровождать супруга не собирается.
Жить все трое будут, как на подводной лодке, в крохотном цилиндрическом отсеке, совмещающем функции жилой каюты и ходовой рубки одновременно.
Все внутри забито так плотно, что, например, для редуктора главного двигателя не нашлось иного места, как под койкой. Здесь же установлен небольшой 90-сильный вспомогательный дизель, работающий на дополнительный («верхний») гребной винт диаметром 50 см. Этот двигатель помогает набрать скорость при выходе на крылья, когда собственно бутыль оказывается летящей над водой, и обеспечивает возможность перемещения малым ходом в водоизмещающем положении при маневрировании в ни
Главный же двигатель — 843-сильный дизель «Эллисон», размещенный в отдельном моторном отсеке, работает на вынесенный на кормовое крыло пятилопастной гребной винт. Наклонный вал передачи на гребной винт выходит из цилиндрического корпуса СПК под углом 30° к основной. Бутылка рассчитана на движение со скоростью свыше 70 км/ч в течение трех суток. Именно на такую продолжительность плавания рассчитана емкость занимающих третий отсек топливных цистерн — 13 000 л (часовой расход топлива около 150 кг). Так что основным содержимым бутылки как видите, вопреки красующимся «на пробке» и на боках ярким этикеткам будет вовсе не пиво, а соляр.
Кормовое крыло, воспринимающее основную нагрузку, значительно больше носового — его размах 8,5 м. Управление закрылками кормового крыла, а также пером руля, расположенным на стойке носового крыла (еще одно новшество), производится при помощи гидравлики. В качестве аварийного предусмотрено ручное управление этими элементами.
Но возвратимся к этикеткам. Когда три года назад Урлеманс задумал этот свой очередной фантастический проект, он неспроста выбрал для нового трансатлантического судна бутылочную форму. Прежде всего, сама по себе она чрезвычайно прочна и хорошо обтекаема. Да и остойчивость бутыли такова, что, будучи положенной на воду, она даже в жестокий шторм испытывает лишь весьма умеренную и плавную бортовую качку (к сожалению, того же нельзя сказать о качке килевой и вертикальной). Но главное — Урлемансу требовался спонсор. А как известно, вид бутылки с яркими этикетками как нельзя лучше привлекает внимание, открывая широчайшие возможности для рекламы. И действительно, на помещенное Урлемансом в газете предложение не замедлила откликнуться крупная голландская пивоваренная компания «Хейнекен».
Итак, в обмен на финансирование проекта фирма полу-чипа право изобразить на темнозеленых бутылочных боках этикетку своей продукции, в само СПК получило название «Спирит оф Хейнекен». Надо признать, обошлось это пивоварам, по нынешним меркам, совсем недорого — всего около 100 000 долларов.
Спуск на воду, запечатленный на приводимом снимке, произошел 9 марта 1989 г. Первоначально планировалось в апреле провести ходовые испытания и доводку крыльевого устройства, а уже в июне должен был состояться и собственно рекордный переход. Его трасса длиною более 3000 миль «стандартна»: от маяка Эмброуз близ Нью-Йорка до маяка Бишоп-Рок на островах Сипли у английского побережья. Июнь выбран потому, что в это время года высота волн в Северной Атлантике обычно не превышает 1,5 м, причем волны эти, как правило, длинные и пологие. А при более высокой волне движение «Спирит оф Хейнекен» на крыльях практически не возможно, поскольку корпус идет над водой на высоте всего лишь около 2 м. Итак, волна — главная опасность. Какой-нибудь неожиданно налетевший циклон способен спутать все карты, поэтому Урлемансу необходим особо точный прогноз погоды. Стартовый сигнал должен поступить именно от метеослужбы. Судя по всему, летом минувшего года такого сигнала не было.
Во всей этой фантастической затее, по мнению Урлеманса, есть и одна заведомо малоприятная для него сторона: никаких бифштексов или шницелей по-венски подаваться к стопу не будет, ибо для камбуза места нет.