Флот нашей водно-моторной секции нельзя назвать чрезмерно большим — два «Прогресса» и одна старенькая «Казанка». Вот на этих «Прогрессах» под «Вихрями» мы вчетвером совершили переход из Куйбышева в Ленинград.
Весной провели пробный выход на 200 км, чтобы освоить лодки и определить оптимальную загрузку. При ветре в 3—4 балла «Прогрессы» на Жигулевском море и Усинском заливе вели себя хорошо. Расстояние было выбрано не случайно — беглое знакомство с маршрутом подсказало, что переходы в 200—250 км самые удобные.
К концу первого дня плавания на выходе очередного шлюза — ЧП. Выдернулся шнур стартера на одной из лодок. Время ночное, сигнальных огней у нас нет. Идущие сзади суда нас не видят. Отгребаем в сторону, становимся на ночлег. Ночь выдалась беспокойная — лодки мотает. Очень не хватает якорей, в спешке оставленных дома. Это — урок!
Без особых приключений подошли к Казани. В трех километрах от города останавливаем двигатели, на плаву наводим морской порядок, хотим войти во всем блеске.
Преждевременно делаю запись в судовом журнале: «Казань. Приход в 12-00». И здесь словно злая рука останавливает нас: на полном ходу отлетает рычаг опережения зажигания. Плывем в порт на буксире.
На рассвете начальник водной станции берет на себя роль лоцмана и выводит нас на своей «Казанке» по правому фарватеру на основное русло. Волга здесь сужается, появляется встречное течение.
Пытаемся «поднажать», но тон нашего двигателя какой-то «нездоровый», обороты падают, скорость снижается. Приходится делать вынужденную остановку, а тут еще начинается дождь. Забираемся под тент, оборудуем небольшую мастерскую и с нелегким сердцем принимаемся за разборку двигателя. В ремонтных хлопотах пролетел остаток дня. Наконец все осмотрено, прочищено, смазано. Видимых дефектов не обнаружили. Ставим диагноз — перегрев двигателя в жаркую погоду.
Сначала робко, потом уверенней летим по воде, как на крыльях. Сразу отлегло от сердца. Весь следующий день пробиваемся к Горькому через отмели, волны и ветер.
Горьковские шлюзы, как большинство нам встретившихся, сливные, и при подходе к берегу нужно быть особенно внимательным. Перед очередным шлюзом мы крейсировали на малом ходу в узком канале. Наконец это занятие надоело, пристали к берегу. Из лодки не выходили, а через несколько минут вдруг обнаружили, что вода ушла, и мы сидим на мели. Наши растерянные лица вызывают всеобщий смех.
Забавные ситуации порой возникают с заправкой. В древнем Юрьевце, например, за две канистры бензина пришлось нагрузить дровами целый ЗИЛ.
Особо запомнился нам переход через Рыбинское водохранилище до Череповца — вне видимости берегов, по карте, компасу и часам.
С большим трудом добились разрешения шлюзоваться через Волго-Балтийский канал. Продолжительность «рабочего дня» намного возросла — мы в полосе белых ночей.
После трудных дней и мутных вод Волго-Балта необыкновенная чистота Онеги действует ободряюще. Стремительно скатываемся с крутых волн. На особенно большой волне глиссируем, сходим вниз зигзагами. Так не зароешься в волну и не потеряешь скорость.
В Ладожское озеро выйти не решились — нет карты. Проходим Новоладожским каналом.
И вот, наконец, миновав Ивановские пороги, вступаем в город на Неве.
Итог плавания — 2325 км за 16 дней.