Многие читатели, очевидно, припоминают, что когда-то — давным-давно — в сборнике уже рассказывалось о марафоне двух камчатских экипажей через весь евроазиатский континент. (Уточным — о том первом плавании 1965 г. сообщалось в 13 выпуске.) Затем Валентин Сальников и Борис Сумин повторили сверхдальний переход; один из следующих номеров нам пришлось открыть снимком школьного глобуса с белой ленточкой маршрута, протянувшейся от Владивостока до Ленинграда (см. №17 и №20).
Прошло еще несколько лет — и вот снова тот же исключительно тяжелый маршрут, снова те же сугубо камчатские названия лодок, снова знакомые имена петропавловских шоферов братьев Сальниковых. Прикидываем, и выходит, что для Валентина это третье, а для Анатолия второе плавание через всю страну. Не было ли скучно — третий раз идти одной дорогой? Таким и был первый вопрос, заданный им на встрече в редакции.
— Что вы! — Удивился командир перехода В. Сальников. — Как раз наоборот. Во-первых, на воде каждый раз все новое. Во-вторых, когда знаешь путь, меньше времени уходит зря, больше остается на встречи — с интересными людьми, с природой, на осмотр достопримечательностей. Да и знаешь что смотреть! А самое главное — мы имели редкую, счастливую возможность убедиться, как изменилась страна. Мы специально останавливались в тех же местах, что и раньше. Специально взяли с собой фотокопию бортового журнала с записями 1965 г. И вот сравнивали. Например, стояли тогда палатки изыскателей, а теперь — город. Показываем мэру нового города журнал, а он находит в нем свою же подпись: был начальником партии, помог тогда бензином, записал добрые напутствия.
— Вот как раз то, что осталось неизменным, — добавляет А. Сальников. — Встречали нас и тогда и сейчас очень тепло. Всюду старались помочь. Тот же бензин, например. Мы спалили его около 20 тонн! А где бы мы его достали, если бы не помощь с заправкой! Помогали нам и с переброской лодок через водоразделы. Так, на грузовиках нам пришлось преодолевать Яблоновый хребет — от Читы на Хилок, пересекать Уральские горы — к верховьям Чусовой. Как мы перебрались из Енисея в бассейн Оби? С трудом, с большим трудом пробились старинным, давно заброшенным, а в этом году и пересохшим Кас-Кетьским каналом.
— Еще тяжелее было на обмелевшей Чусовой, — рассказывает Валентин. — Чуть ли не 400 км волокли 800-килограммовые лодки на себе. Вставали в пять утра, спать валились в полночь. Скучать было некогда! А устали здорово. Из родного Петропавловска выехали — погрузились на пароход — в День Победы, стартовали из Владивостока 22 мая, а сегодня 15 сентября. Выходит, в пути были почти четыре месяца. С погодой нам в основном везло. Вот разве что на Байкале имели два часа очень неприятных, когда пересекали море (его озером сами байкальцы не называют!). Пошли сразу после шторма и выкатились на 2,5-метровую волну. И швыряло нас, и заливало, а там где попало на берег не выбросишься — скалы...
— Они виду не показывали, — вступает в разговор Иван Ляпкин (по «береговой» профессии механик швейной фабрики), — а мне и в голову не пришло, что надо чего-то опасаться. Я за двигатель отвечал, так переживал только, чтобы его не захлестнуло. У нас моторные отсеки ведь сверху открыты. Обошлось. Вообще старые «волговские» машины работали, как часы. Наверное всю дорогу давали 30 километров — не ниже!
— Мы шли на переделанных «Прогрессах». Удлинили их на 1,4 м, чтобы поставить двигатель с водометом. Водометные установки делали сами, но года три назад, так что сейчас никто даже не помнит ни шага, ни диаметра колеса. Почему именно водомет? Опыт плавания ка «Меридиане» убедил, что это — самый надежный вариант, единственное, что подходит для всех условий, которые встречаются на долгом пути.
— Сейчас главное «впечатление» — усталость. За неделю, что пробыли в Москве, устали больше, чем на Чусовой.
— В жизни не приходилось говорить так много: на Амуре был случай, когда за сутки выступали трижды — на разных заставах.
Всюду люди газеты читают, телевизор смотрят, радио слушают, но когда приезжает издалека новый человек — заставляют рассказывать подробно. На Лигаре интересуются новостями Камчатки, волжане требуют рассказать, что мы видели на Ангаре...
Благодарим за беседу (предварительно узнав, что нового в Петропавловске, во Владивостоке, в Усть-Илимске и т. д.) и, однако, прощаясь не выдерживаем — задаем еще один, деликатный вопрос. Вот сейчас они все трое — мастера спорта; им вручили золотые медали чемпионов страны, приравняв их спортивное достижение победам на финале VI Спартакиады народов СССР. Так есть ли то, чего они еще хотят добиться, о чем мечтают?
— Конечно, есть. Пока это, скажем осторожно, просто мечта. Совершить плавание через все континенты — вокруг земного шара — на моторных лодках. Вы можете сказать, что и много лет назад, отвечая на подобный вопрос, мы говорили о том же. Да, мы и тогда мечтали продолжить путь на запад — «хотя бы» до Лондона. Да, ничего не вышло. Это верно. Но верно и другое. Мировой климат за эти годы потеплел. И кругосветное плавание под флагом, скажем, Института географии АН СССР сегодня не кажется мечтой. вовсе несбыточной.
Ну а ближайшая мечта — оказаться дома! После четырех месяцев плавания остался только один день полета...