Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Истории
  • Знаменитые корабли
  • Удивительное спасение барка «Индевр» Джеймса Кука
Подкатегории раздела
Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Интервью с Иваном Шнейдером — капитаном барка «Крузенштерн»
Первые рейсы огромного барка «Седов»
Геннадий Васильевич Коломенский — Капитан барка «Крузенштерн»
История четырехмачтового барка «Альбатрос» («Катанга»)
Сообщения: арифметика, изобретение, нервы, спасение, баржа...
Спасение утопающего — дело рук самого утопающего


Удивительное спасение барка «Индевр» Джеймса Кука

Год: 1976. Номер журнала «Катера и Яхты»: 59
          0

Это произошло во время первого путешествия капитана Джеймса Кука вокруг света. Обогнув мыс Горн, Кук пересек Тихий океан, открыв по пути множество островов, обследовал берега Новой Зеландии и 19 апреля 1770 года достиг крайней юго-восточной оконечности Новой Голландии, как в то время называли Австралию. Восточное побережье Австралии было тогда сплошным белым пятном на карте. Кук повернул к северу и с попутным ветром пошел вдоль берега неисследованного континента.

В конце мая его маленький барк «Индевр» вступил в опасные воды, которые изобиловали мелями и рифами. Здесь, у тропика Козерога, начиналась коралловая гряда, которая тянется вдоль побережья Австралии более чем на тысячу миль. Эта самая крупная в мире колония кораллов ныне известна как Большой Барьерный риф. На внешнем крае его неумолчно ревет океанский прибой. Но тщетно рвутся к земле океанские валы. Коралловый щит надежно прикрыл материк с востока. Ширина Барьера местами превосходит пятьдесят миль. И поныне полоса рифов слабо изучена. Многих островков и банок не найти на самых подробных картах. Громадная площадь Рифа — только одна из причин этого. Главное же то, что строители коралловых колоний трудолюбивые, как муравьи, полипы ни на минуту не прекращают своей работы. Растут, и порой очень быстро, старые островки, возникают новые.

Кук ввел свой барк в проход между Рифом и берегом. Здесь, в проливе Каприкорн, было тихо, но лот приходилось бросать ежеминутно. Вот когда команда возблагодарила судьбу за удачный выбор судна. Малая (всего 13 футов) осадка и крепкое днище «Индевра» были тут как нельзя более кстати.

Ночь на 12 нюня была тихая, лунная. Мирный плеск волн, мягко разрезаемых форштевнем, убаюкивал. Около 23 часов «Индевр» миновал мыс Трибьюлейшн (Треволнений). К северу от него берег и Барьерный риф быстро сближаются, глубины резко падают. Никто на борту не подозревал, как сильно возросла опасность. Внезапно от сильного толчка спящие едва не слетели с коек.

Решив, что «Индевр» сел на мель, капитан Кук распорядился убрать паруса и спустить баркас. Первый же сильный порыв ветра мог опрокинуть неподвижное судно. К счастью, ночью из предосторожности парусов несли немного и их быстро убрали.


Маленький барк так сильно било о риф, что люди на палубе с трудом удерживались на ногах. Мачты ходили ходуном, угрожая стряхнуть с себя тех, кто работал на головокружительной высоте над морем. При лунном свете были ясно видны деревянные обломки и куски обшивки, которые плавали вокруг корабля. С каждым ударом их становилось все больше. Вскоре оторвался и всплыл на поверхность фальшкиль.

С трудом лавируя среди обломков, штурман обошел на шлюпке вокруг корабля и доложил, что повсюду мелко.

Сразу же после столкновения Кук послал матроса измерить уровень воды в трюме. К удивлению и радости всех, воды оказалось сравнительно немного.

Матросы встали к помпам. Завели якоря и ждали рассвета, надеясь с помощью прилива и шлюпок снять судно с мели и отбуксировать к берегу. Чтобы облегчить корабль, Кук приказал сбросить за борт шесть пушек.

Всю ночь никто не сомкнул глаз. Наступил рассвет, и далеко на западе моряки увидели землю. До нее было не меньше 20 миль. На шлюпки рассчитывать не приходилось: они не могли вместить всей команды.

Начался прилив. С каждой минутой вода прибывала, и «Индевр» снова пустился в бешеный пляс, то и дело ударяясь о скалу. Три помпы, работая непрерывно, едва успевали поддерживать воду в трюме на одном уровне. С началом прилива вода стала поступать сильнее, и матросы работали теперь по колено в воде.

Заскрипели рычаги кабестана, наматывая трос. Приближался самый страшный момент. Судно вот-вот должно было сойти с мели. Но останется оно на плаву или сразу пойдет ко дну?

Наконец, в 10 часов корабль всплыл. Прошла минута, другая, а «Индевр» по-прежнему покачивался на волнах. Из трюма сообщили, что уровень воды почти не повысился. Вздох облегчения вырвался из груди команды.

Тотчас же корабль оттянули на глубокое место и теперь ждали только морского бриза, чтобы с его помощью добраться до берега. Когда он, наконец, появился, «Индевр» на буксире у шлюпок был введен в бухту.

Когда судно разгрузили, вытащили на песок и отлив обнажил днище, все ахнули. В правом борту «Индевра», рядом с форштевнем, зияла громадная пробоина, а в ней крепко-накрепко засела глыба коралла, которая обломилась, когда корабль стаскивали с банки. Так вот чему моряки были обязаны своим спасением!

Статья была проверена: Панин Леонид
Понравилась ли вам эта статья?
+4

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
На катере «Суперкосатка» через Каспий
На колесной яхте «Инро» от Бейнеу до Аральского моря
Поход на «Меве» по Онежскому озеру
На «Казанках» по маршруту Рига — Калининград — Клайпеда — Рига
Экватор — глава из книги «Тринадцатый рейс»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Удивительное спасение барка «Индевр» Джеймса Кука

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Два кругосветных плавания Сеппо Мурайя
На «Казанках» по рекам Днестр и Южный Буг
Через Дуврский пролив на надувной лодке-катамаране
Долгий дрейф шхуны «Тюлень»
Открытие навигации на Черном море Георгием Семеновым


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 48 + 37 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории