История этого второго "Товарища" начинается 65 лет назад: 3 мая 1933 г. на гамбургской верфи "Блом и Фосс" было спущено на воду трехмачтовое учебное парусное судно1 для германского ВМФ, при крещении получившее имя "Ниобе". Вскоре же оно было переименовано в первый раз и стало называться "Горх Фок" — по псевдониму известного в те годы немецкого писателя-мариниста. До 1939 г. парусник успел совершить несколько учебных плаваний с будущими офицерами кригемарине, а в самом конце войны при выходе из Штральзунда подорвался на мине и затонул. В 1948 г. судно было поднято нашими спасателями, в счет репараций его передали СССР и поставили на ремонт в Висмаре. Двумя годами позже на нем подняли советский флаг и он под новым названием "Товарищ" впервые после войны вышел в море. Командовал им в то время И.В. Трескии.
Судно было решено передать Херсонскому мореходному училищу и вскоре оно совершило далеко не простой переход из Ленинграда вокруг Европы на Черное море.
Первое значительное плавание "Товарища" состоялось в 1957 г. под командованием опытнейшего парусного моряка В. Васильева. 24 000-мильный рейс был продолжительным: через Гибралтар вышли в Атлантику, обошли вокруг Африки, пересекли Индийский океан, посетили ряд портов Индонезии и Индии и вернулись обратно в Одессу. Тогда "Товарищ" впервые после восстановления пересек экватор. Третьим помощником капитана на нем шел О.П. Ванденко, некогда появившийся на этом судне курсантом, а в дальнейшем в течение 20 лет командовавший парусником.
Особую известность "Товарищу" принесло участие в юбилейных торжествах в Америке по случаю 175-летия фрегата "Констеллейшн", ставшего кораблем-музеем. Через два года — в парусных гонках Операции Парус в Гдыне и еще через два года — в Нью-Йорке наш парусник финишировал первым. Примечательно, что во время этих регат "Товарищ" непосредственно соревновался со своим "собратом" — западногерманским барком "Горк Фок", фаворитом гонок предыдущих лет. И, как видим, побеждал, хотя германское судно несколько крупнее "Товарища" и несет большую площадь парусов. Очевидно Олег Ванденко — из числа тех капитанов, которые, как было принято раньше говорить, могут прибавить полузла хода любому судну.
В одном из интервью О. Ванденко отвечал на вопрос — есть ли смысл моряка, которому предстоит водить атомоходы, учить на "гриновском кораблике". Ответ был таким: "На паруснике моряк и море — глаза в глаза, здесь гораздо острее, каждой жилкой чувствуешь ежесекундное взаимодействие судна, ветра и волн, здесь в повседневном тяжелом труде взращиваются такие ценнейшие для моряка качества, как коллективизм, взаимовыручка, умение не теряться в сложных переделках..."
Заместитель начальника Херсонского морского колледжа Александр Фомин рассказывает:
— За 63 года своей корабельной жизни "Товарищ" прошел более 500 тысяч миль. т. е. 22 раза обогнул Земной шар по экватору. Он побывал в 102 портах 87 стран мира. А главное — это то, что на нем прошли неповторимую школу морской выучки свыше 15 000 воспитанников морских учебных заведений, в том числе — представители 12 зарубежных государств. Полторы тысячи из них стали капитанами дальнего плавания. И только добром поминают школу под парусами со славным именем "Товарищ".
Корабли, как люди. Рождаются в тяжких и радостных муках, проносятся по жизни на парусах молодого задора, набираются опыта, расплачиваясь многочисленными ссадинами, рубцами на сердце. Как люди, корабли оставляют после себя какой-то след Товарищ последние годы плавающий под флагом Украины запомнится не только участием в океанских регатах и морских праздниках. Он нес почетную службу и честно выполнял свой долг. Но возраст брал свое. Все тот же хорошо известный морякам-парусникам всего мира Олег Ванденко 12 апреля 1995 г. повел судно к берегам Великобритании на ремонт.
— Почему именно туда? — интересуюсь я у хозяев парусника.
— В Херсон в марте приезжали англичане, осматривали барк и обещали реставрировать его, на что планировалось затратить около 800 тысяч долларов, на уникальных условиях: бесплатно, в счет резервирования мест для мальчиков из малообеспеченных английских семей. Ремонтники из "Эй энд Пи Эпплдор Лтд" согласились на оплату работ по себестоимости. Компании, расположенные вдоль берегов. Тайна, пожертвовали необходимые материалы. Словом, Украине потребовалось найти только 50 тысяч долларов на сам переход в Англию. 12 мая "Товарищ" пришел в Ньюкастл, а уже на следующий день у него истек срок регистровых документов на право плавания.
Как писала упоминавшаяся выше английская морская газета "Трейд Виндз", хорошо знакомый британцам — неоднократно бывавший у берегов туманного Альбиона парусник "пришел на Тайн с возвышенными надеждами на то, что ремонтные работы будут завершены за два месяца — к лету, и он успеет присоединиться к армаде судов, регулярно принимающих участие в очередной регате "Катти Сарк".
Корабль поставили в док и обнаружили значительные повреждения корпуса в подводной части, в районе машинного отделения. Выяснилось, что барк нуждается в обновлении значительной части наружной обшивки и внутренних конструкций корпуса. По некоторым оценкам, в результате этого уточнения стоимость необходимого ремонта возросла до 3,2 миллиона долларов. Состояние корпуса и главного двигателя стало основанием для "технического ареста", которому подвергся барк.
Об участии в регате-95 вопрос уже не стоял: "Не до жиру". Выжить "Товарищ" сможет лишь при деятельном участии в его судьбе вышестоящих инстанций. Таковыми вице-премьером Украины Иваном Курасом были определены: Минтранс, Минэкономики и Минфин страны. Но 3.2 миллиона — сумма внушительная.
— Имеется несколько вариантов ‘'реанимации" корабля, — продолжает повествование А.Фомин. — Один из них — "подлатать" парусник и привести его на Украину или хотя бы в Прибалтику, а здесь — довести "до ума". Однако и для "латания" требуются немалые средства. Другой вариант — восстановление парусного патриарха с привлечением иностранных инвесторов. Уже поступили первые предложения от тех же англичан, от посольства Германии на Украине. Вероятнее всего, какие-то выводы можно будет сделать после вердикта правительственной экспертной комиссии...
Но даже если средства на аварийный ремонт будут найдены, где гарантия, что по возвращении "Товарищ" не будет изничтожен — не станет жертвой некоторых сухопутных "морских" чиновников, которые открыто заявляют: "Кому нужен этот дорогостоящий старый хлам?".
С просьбой прокомментировать ситуацию обращаюсь в Департамент морского и речного транспорта Минтранса Украины.
— Учебный флот к нашему ведомству не относится. — уверенно говорит начальник отдела кадров департамента Юрий Нестеров. — Все такие суда — на балансе соответствующих учебных заведений, так что принадлежат не нам, а Министерству образования.
— Но ведь там их даже некому курировать, ведь все морские специалисты — в пароходствах, в мореходках, в вашем департаменте, наконец?
— Абсолютно справедливо, — констатирует Юрий Федорович.
Итак, учебный флот оказывается переданным не по назначению — в самое нищее министерство.
Плавания учебных судов сегодня, когда в СНГ повсеместно не очень-то высоко оплачиваемые преподаватели даже зарплату получают нерегулярно, стали редкостью, очереди на выход в рейс на "учебниках" — огромны...
И выходит, что сигнал бедствия легендарного судна напрочь не слышат ответственные лица. А пока сердобольные англичане и немцы ведут сбор средств, необходимых на ремонт "Товарища", его бессменный капитан О. Ванденко, стармех Ю. Кущенко, штурманы В. Карпенков и В. Фесенко, старший боцман Е. Датченко, электромеханик А. Устинов, начальник рации В. Табала, старший матрос О. Бабич — зимуют на борту стоящего на приколе корабля. Моряки выполняют обязанности сторожей и с трудом обеспечивают жизнедеятельность борющегося за существование "белого лебедя"...
Когда материал готовился к печати, поступило сообщение, что английская фирма "Девелопмент Корпорейшн" выделяет грант в 400 тысяч фунтов стерлингов на двухгодичное содержание "Товарища". В течение этого срока украинской стороне необходимо изыскать 3 миллиона уже не долларов, а фунтов для восстановления корабля.
Итак, очередная отсрочка.
Сложится ли дальнейшая морская биография "Товарища"? Вопрос открытый. Если же предположить худший вариант, то хотя бы надо проводить заслуженный парусник на отдых достойно и превратить в судно-музей.
Уверен, многие тысячи российских и украинских моряков поддержат такое мнение. А пока все мы еще надеемся на реанимацию судна. Неужели придется снимать шляпу: "Господа, подайте "Товарищу"!
Барк «Товарищ» (Украина)
Год постройки — 1933
Учебное судно Херсонского морского колледжа (порт приписки — Херсон).
Классический барк — трехмачтовое судно с сухой бизанью — несет 23 штатных паруса общей площадью 1812 м2. Самый большой прямой парус — грот (164 м2). самый большой из косых парусов — грот-бом-брам-стаксель (106.3 м2). Мачты — стальные высотой (со стеньгами): фок- и грот — 47.4 м, бизань — 39.7 м. Диаметр грот-мачты: 700-350 мм. Реи — длиной до 21 м.
Корпус стальной клепаный с двумя непрерывными палубами, удлиненными баком и ютом. Коэффициент полноты корпуса 0.45 (для сравнения: аналогичный показатель строившегося как грузовое судно "Седова" — 0.69).
Основные данные
Длина, м: | |
наибольшая с бушпритом | 82.6 |
наибольшая без бушприта | 73.7 |
между перпендикулярами | 62.0 |
Ширина на миделе, м | 12.0 |
Высота борта, м | 7.3 |
Осадка корпусом (без киля), м | 4.5 |
Водоизмещение, т | 1510 |
Мощность вспомогательного двигателя, кВт | 369 |
Скорость под мотором, уз. | 7 |
Экипаж/число курсантов, чел. | 45/145 |
Примечания
1. Можно сказать, что оно было первым в серии из пяти практически одинаковых учебных барков, построенных на той же верфи за период с 1933 по 1958 гг. Это дало основание предложить провести отдельную гонку этих пяти судов — "пяти сестричек". На сегодня по-настоящему плавают только три из них: американский барк "Игл", германский "Горх Фок (II)" и португальский "Сагреш". Румынский барк "Мирна", похоже, в море уже не выходит, как, увы, и украинский "Товарищ", о котором идет речь.