Сегодня — 31 нюня. Солнечный день. В яхт-клубе БМП легкая паника — на "Катти Сарк" уходят "Акела", "Мир" и "Форвард". У нас на "Мире" все приготовления закончены — отшвартовываемся.
Пограничники в Кроншлоте провожают нас сочувствующими, тоскливыми взглядами — там, в море, дует. Переход до Ростока всем питерским яхтам запомнился только одним — его продолжительностью. Семь дней до Германии! И ничего кроме штормовой лавировки!
Росток встречает градом и мелким мерзким дождиком Входим в гавань и — захватывает дух от огромного количества мачт и шума пестрой людской толпы. Флаги, наверное, всех стран мира гордо реют на ветру. Мы буквально осязаем праздничную атмосферу радушия и тепла. Постепенно ощущаем, что да, вот она, большая семья "Катти Сарк".
Берег встречает фантастическим базаром. Тут можно купить все — от бутылки пива до новейшего "Форда". Обилие музыкальных площадок позволяет каждому выбрать музыку на свой вкус. Всевозможные аттракционы предлагают любые острые ощущения. Четыре дня в Ростоке пролетают, как один большой праздник.
Погода преподносит сюрприз — старт отложен почти на сутки: ветер чрезмерно сильный. И вот — долгожданный день: парад парусов, и в море — на старт. Оглядываемся на конкурентов. Среди спинакерной группы СIII выделяются лодки двух стран — России и Польши. Эти ребятки приехали не ради красивой жизни! Проходим рядом с их "Торнадо" — это "Конрад-54" с удлиненной кормой. Суровые лица соперников говорят сами за себя.
Старт нашей группы был очень интересен. Стоп-кадр: на стартовую линию выходят два "Цетуса" — русский "Мир" и польский "Искра". У нас стоит полный грот и Генуя №1. На "Искре" — два ряда рифов на гроте и третья генуя. Мы недоуменно переглядываемся — может, перебрали парусов? Наши сомнения укрепляет "Аврора", которая носится под штормовым гротом и блэйдом (лавировочный стаксель). Поддержала нас яхта "Ариэль" — она стартовала под Генуей №1 и кевларовым гротом.
Наш капитан великолепно берет старты — мы уходим вторыми из 32 яхт, намертво "вцепившись" в "Акелу", которая на полкорпуса впереди. Под ветром, почти на траверзе, только две яхты — "Ариэль" и "Торнадо". Всем все ясно.
Дикий азарт на лице нашего капитана сменяется мрачной решимостью: "Ставить спинакер!". Ну. спинакер, так спинакер. На "Акеле" отлично понимают, чем это может кончиться, но и они готовят спинакер к постановке. Наш штормовой спинакер "взлетает" первым во всем флоте Лодку сразу же швыряет в брочинг, но отчаянная работа команды спасает ситуацию. На наш вызов отвечают только "Торнадо", "Наутикус" и "Акела". У "Акелы" тут же лопается подветренный угол спинакера и парус закручивается вокруг обтекателя - лодка выходит из строя надолго. "Наутикус" швыряет в брочинг так. что они с ним не могут справиться добрые четверть часа! Только "Торнадо" держит спинакер железно. Мы и поляки "улетаем" от всего флота и догоняем наших "старших" братьев — группу А. Скорость "Мира" на длинной попутной волне достигает 14 узлов. Рулевые меняются каждый час — больше не выдерживают ни нервы, ни мускулы. Иногда яхту так сильно приводит, что справиться с рулем можно только вдвоем. Эта бешеная скачка продолжается до утра следующего дня.
Рассветает. Одна темная точка сбоку — "Торнадо", и одна точка сзади на горизонте. Такая картина слегка "огорчает" — как, "Наутикус" все еще виден?! Капитан быстро охлаждает наш пыл — у "Мира" бо-о-льшой гоночный балл! Например. "Акеле" мы должны "привезти" на финиш около 3 часов отрыва, хотя это две совершенно одинаковые яхты! Больший гоночный балл имеют только "Торнадо" и "Аврора", но сейчас их погода — сильный ветер, волна. К вечеру погода становится нашей, "цетусовской" — штилеет. У нас есть серьезный конкурент — это корабль "Мир" — воо-он он маячит на горизонте, а впереди него только море и никого-никого.
Спинакер отказывается стоять напрочь Капитан, руководствуясь каким-то неведомым чутьем, принимает ему одному понятное решение — уходим мористее. Как оказалось, это было лучшее, что только могли бы мы придумать. Через какое-то время обогнали большой "Мир". Хотя их капитан господин Антонов нам и предлагал попариться в баньке, мы не стали останавливаться. И пока ночью весь флот штилел у берега, мы бежали со скоростью 5-6 узлов.
Утром вышли в эфир Узнаем, что "Торнадо" где-то рядом, а вот от остальных "друзей" мы оторвались на 50 миль! Мы тихо визжим от восторга.
"Мир" опять несется под спинакером. Скорость 10-13 узлов. Недавно корабль "Мир* взял у нас реванш — 15-16 узловым ходом ушел вперед и скрылся за горизонтом. У нас задача номер один — достать его до финиша. Смена вахты. Иду спать в корму. Волны ласково убаюкивают.
Вскакиваю от страшного хруста. Страшного не по силе звука, а по содержанию. Это может быть только одно — руль, поломка пера руля...
"Лодку бросило в брочинг, и она потеряла управляемость" — вспоминает Александр Париищев. — он вел лодку в этот момент. Через 10 минут срубили все паруса. Лодку в бешеной пляске по волнам понесло по ветру. Капитан сообщил на большой "Мир" о нашем выходе из гонки. Антонов сразу же дал нам понять, что такое плечо товарища "Ребята, если что, я схожу с дистанции и иду к вам на помощь."
Под кормой всплыло обломанное перо руля — последние сомнения отпали. До финиша 200 миль, ветер усиливается, а мы, похоже, лишились управления. После 40 минут интенсивной работы перо руля поднимаем в кокпит и ужасаемся — на месте осталось не более четверти руля — та часть, которая практически никогда не погружается в воду.
Выход может быть только один — создать нашей яхте такой дифферент на корму, чтобы корневая часть пера вошла-таки в воду и стала работать. Начинается аварийный аврал — в корму переносятся все тяжелые вещи. Уютнейшая каюта превращается в склад якорей, всевозможных концов и якорных канатов. На палубу к самой корме вытаскиваются тяжелые паруса. Мы добиваемся нужного эффекта — лодка садится кормой в воду. Теперь для пробы ставим геную №3. Лодка с трудом, но управляется! Ставим грот. Лодка с еще большим трудом держится на курсе, но идет. Ставим геную №1. Яхта идет! Она не хочет сходить сдистанции!
Капитан срывает трубку радиостанции: "Мы продолжаем гонку!" — несется в эфир. Первая вахта после поломки руля принесла просто великолепный результат — средняя скорость за вахту — 9 узлов! Влетаем в Финский залив. Идем в полный бейдевинд — галфвинд. Лодкой управлять очень тяжело. Принцип рулежки абсолютно поменялся просто перекладки руля лодка не слушается. Надо иметь очень большую концентрацию внимания, чтобы на секунду раньше почувствовать порыв ветра и несколькими мощными рывками удержать лодку от "штопора". "Штопор" — это когда лодка при ветровом порыве кренится и начинает самопроизвольно приводиться, доходит до положения левентик и "висит" в этом положении несколько секунд, потом начинает очень медленно возвращаться на курс. Рулевой кроме хорошей физической подготовки должен обладать хорошей выносливостью и ни на секунду не расслабляться — нельзя пропускать ни одного порыва. К лодке "прирулились" двое — Алексей Никаноров и Александр Носенко. Алексей уже устал, просится вниз, но капитан не отпускает — рули! После Таллина нас стала нагонять "Аврора". В нас снова просыпается инстинкт гонщика. Мы разрифляем грот и окутаемся в борьбу, но силы слишком неравные, и мы все же отстаем.
Финиш показался чем-то маловероятным. Уже после него с лодкой произошел случай, который наглядно показал, как мы рисковали, продолжив гонку без руля. Я находился на палубе один — рулил. Лодка шла в фордевинд под одним штормовым стакселем, когда очередная волна кинула ее лагом к волне, а вторая обрушилась сверху, повалив на бок. Я оказался под волной, но уже в следующую секунду опять увидел море. Лодка тяжело выпрямилась. Мы ничего не сломали в этот момент только потому. что нам повезло. Фактически мы пришли четвертыми. Впереди были большой "Мир", "Торнадо" и "Аврора". После пересчета по TCF в группе все перевернулось. На первом месте оказалась "Трапеджер", у которой очень низкий гоночный балл, на втором "Торнадо", третья — "Форвард", четвертые — мы и пятая — "Аврора". Мы поздравляли себя с победой. Пройти 200 миль без руля, и оказаться на 4-м по факту месте...
Но "Катти Сарк" не заканчивалась в Петербурге Впереди оставался еще один этап — гонка Турку — Копенгаген. Питерцы практически не видели нашей яхты. Пока весь флот красовался на Большой Неве, "Мир" сиротливо стоял в родном яхт-клубе, а верный экипаж работал — работал днем и ночью. Новый руль был сделан за четыре дня и на параде парусов "Мир" опять был в строю рядом со своими неразлучными друзьями "Акелой" и "Ариэлем".