В начале июля 1963 г. двухмачтовая яхта (иол) «Дина» вышла в трансатлантическое плавание. Первая неделя похода прошла без происшествий. 13 июля яхта находилась в 980 милях от места назначения — английского порта Плимут. Свежий юго-западный ветер силой до 9 баллов ровно надувал паруса. Судно шло со скоростью около 14 узлов.
Неожиданно яхта сделала резкий поворот и, накренившись, легла парусами на воду. С трудом передвигаясь по ставшей чуть ли не вертикально палубе, яхтсмены быстро отдали гика-шкоты и брасы спинакера, и яхта выпрямилась, но все попытки вывести ее на курс оказались безуспешными. Судно не слушалось руля. Проверили штур-тросовую проводку, румпель — все было в порядке. Произошло самое неприятное — было потеряно перо руля...
На яхте оставили штормовой стаксель и зарифленную бизань. Капитан Эвинг разделил команду на три группы: три человека с помощью парусов старались удерживать яхту на курсе, трое других занялись уборкой. Остальным пяти членам экипажа было поручено изготовить аварийный руль.
Первый — неудачный — вариант аварийного руля был изготовлен из сломанного спинакер-гика, к концу которого в качестве пера руля прикрепили болтами елань из форпика. Однако свободный конец спинакер-гика не за что было закрепить.
На следующий день ветер усилился до 10 баллов. Пришлось убрать бизань. Яхта под одним штормовым стакселем шла со скоростью около 4 узлов. Команда принялась за изготовление второго варианта аварийного руля. На этот раз его сделали в виде плавучего якоря из связанных остатков спинакер-гика. Прикрепляя это сооружение то с одного, то с другого борта, рассчитывали удержать яхту на курсе. Утром 15 июля, когда ветер немного утих, новый «руль» был спущен на воду. Однако не прошло и полутора часов, как одна из оттяжек лопнула, и яхта опять осталась без руля.
Ветер был попутным, однако штормовые паруса не давали возможности идти быстрее 5 узлов. Тогда было решено поставить грот с двумя рифами и стаксель «на бабочку». Выбирая или потравливая шкоты этих парусов, удавалось удерживать яхту в пределах ±15° от курса. Скорость хода возросла до 7,5 узлов, а временами достигала 10 узлов.
Но на следующий день ветер упал. Воспользовавшись временным затишьем, команда принялась за изготовление нового, третьего по счету аварийного руля. Его конструкция была аналогичной первому варианту, но конец спинакер-гика на этот раз закрепили в лебедке спинакер-фала. Две прикрепленные к елани оттяжки на правый и левый борт позволяли производить перекладку руля. 16 июля новый руль «прошел испытания». Яхта получила некоторую маневренность, но аварийный руль настолько увеличил ее сопротивление, что, несмотря на поставленный спинакер, скорость хода заметно упала. В конце концов руль подняли на палубу, чтобы использовать лишь в случае крайней необходимости, которая могла возникнуть при подходе к берегу. Управление яхтой производилось с помощью двух передних парусов: растравленного балуна и выбранного втугую стакселя.
17 июля для увеличения скорости хода снова поставили грот с двумя рифами. Теперь у мачты постоянно находился один из матросов, готовый в любую минуту при заходе ветра отдать грота- и стаксель-фалы. За следующие сутки яхта под таким вооружением прошла 184 мили, установив своеобразный рекорд плавания без руля. К вечеру 18 июля яхта находилась в 70 милях от Ла-Манша. Густой туман и встречные суда сделали плавание на неуправляемом судне особенно опасным. Вот тогда-то и поставили аварийный руль, а чтобы не терять ход подняли и грот и бизань.
Под полным вооружением 20 июля «Дина» благополучно закончила свое необычное плавание.