Поломка руля катера или яхты — авария очень серьезная: при плохо подготовленном экипаже дело может кончиться катастрофой. В то же время известно немало случаев, когда руль выходил из строя (в свежую погоду на попутных курсах ломался баллер; в щепки разбивалось перо руля при посадке на камни; ломалось рулевое колесо при уходе от шквала и т. д.), однако судно благополучно добиралось до берега.
В морской практике известно несколько вариантов изготовления простейшего аварийного руля непосредственно на борту яхты или катера. При наличии на судне инструмента, а в боцманском хозяйстве всегда должны быть топор, ножовка, дрель, набор сверл и крепеж, можно сделать рулевое весло с использованием футштока и сланей: так поступил, например, экипаж яхты «Былина» (см. «КЯ» №105). Годятся также спинакер-гики, дверцы шкафа и пр. К лопасти весла, чтобы она не всплывала, рекомендуется подвешивать груз.
Когда сломано рулевое колесо пли румпель, можно управлять судном, пропустив трос со стопорными узлами через заранее просверленное в верхней части пера руля отверстие. Если отверстия нет, трос можно закрепить за струбцину, надетую на перо руля. Концы троса с обоих бортов поднимаются на палубу; на крейсерской яхте выбирать или травить их можно через шкотовые лебедки.
При благоприятной погоде и непродолжительном переходе можно управляться при помощи буксируемого ведра. Каждый конец троса проходит через блок, закрепленный на конце кормового кронштейна-поперечины (км может служить спинакер-гик пли футшток), а затем на шкотовую лебедку. Эффект управления достигается путем попеременного выбирания и потравливания этих концов. Иногда используется не ведро, а надувная лодка.
На небольшой яхте можно управляться и вообще без руля — одними парусами, создавая крен и дифферент. Этот способ управления, включая выполнение поворотов оверштаг и фордевинд, широко применяется на соревнованиях шестивесельных ялов. От умения экипажа быстро создавать крен и дифферент будет зависеть устойчивость судна на курсе и осуществление поворотов.