«Запомни, о ты, желающий научиться, что моряк должен знать многое. С самого начала следует иметь познания о фазах Луны, о румбах, путях и расстояниях. Моряк должен уметь определять высоту звезд, знать устройство нужных для этого инструментов, время вхождения Солнца и Луны в знаки Зодиака, час и место восхода созвездий и равноденствия, координаты Звезд, ветры и муссоны; моряку должны быть известны все морские пути и побережья, гавани и пристани, строение морского дна, приливы и отливы, острова и мели...» — Так писал в далеком XV столетии арабский ученый Ахмед Ибн Маджид — один из помощников известного мореплавателя Васко да Гама.
Мореплаватели сегодня, как и в древние времена, должны обладать определенной совокупностью специальных знаний и навыков, чтобы успешно совершать свои- плавания. И по сути дела перечисление Ибн Маджида вполне соответствует нашим современным требованиям к подготовке штурманов.
Основная цель науки о судовождении не изменилась нисколько: это по-прежнему обеспечение безопасного и наикратчайшего перехода судна, яхты, катера из одной точки в другую. Однако сегодня судовождение — это целый комплекс дисциплин. Перечислим их.
1. Навигация. Ведущее место в этом комплексе принадлежит навигации1 которая изучает: основные понятия о форме и размерах Земли; основы теории картографических проекций; вопросы определения направлений, скорости и пройденного расстояния в море; методы счисления пути в море с учетом воздействия различных факторов (ветра, течения); .способы определения места яхты в море с помощью современных технических средств (например, радионавигация); методы уничтожения и определения девиации магнитного компаса и т. д.
2. Лоция. Лоция описывает моря и целые океаны, реки или озера в гидрографическом отношении; перечисляет и описывает навигационные опасности, системы их ограждения и средства навигационного оборудования водных путей, а также отечественные и зарубежные пособия для плавания.
3. Морская астронавигация. Эта наука решает задачи ориентирования судна самым древним способом — по небесным светилам и самым новым — по искусственным спутникам Земли (ИСЗ).
4 Навигационная гидрометеорология. Она изучает процессы и явления в атмосфере и океане, погоду и климат; обеспечивает судоводителей необходимой информацией для составления и чтения синоптических карт, прогнозирования погоды как по этим картам, так и по местным признакам и морским приметам.
5. Технические средства судовождения. Этот предмет изучает принцип действия, устройство, правила эксплуатации и содержания различных современных навигационных систем, устройств, приборов и инструментов. Эта часть науки судовождения изменилась особенно резко. С развитием средств связи и радиотехники, электронно-вычислительной техники и запуском ИСЗ появились новые технические средства и методы судовождения. Соответственно возросли требования и к морякам-судоводителям, которые в принципе должны владеть и классическими и современными средствами и методами судовождения.
Судовождение является предметом штурманской специальности и настоящий яхтенный капитан должен владеть ею. От знаний и опыта штурмана зависит не только безаварийное плавание яхты, но во многом и результат ее участия в соревнованиях, если речь идет о гонке крейсерских яхт.
Важно умение грамотно выбрать путь яхты и вести ее по этому пути, а также оптимально разложить галсы с учетом как навигационной, так и гидрометеорологической обстановки, а также индивидуальных особенностей судна (его осадки, чувствительности к различным ветрам и волнению и т. п.). Чтобы достичь цели, надо предварительно хорошо изучить район плавания; необходимо всегда и уверенно знать свое место в море, располагать достоверной гидрометеообстановкой (в том числе иметь синоптические карты, суточный, 3-суточный и недельный прогнозы), вести непрерывное наблюдение за состоянием погоды с тем, чтобы вовремя предвидеть дальнейшее изменение гидрометеофакторов и, если нужно, изменить раскладку галсов или сменить паруса.
Естественно, для этого яхта должна быть в полном объеме и качественно укомплектована всеми видами навигационного снабжения. Необходимые морские карты, таблицы и навигационные пособия должны быть откорректированы накануне выхода в море. Навигационная аппаратура, приборы и инструменты, все метеоприборы должны иметь «свежие» таблицы поправок и надежно работать. И при плавании на яхте следует стараться использовать каждую возможность для контроля работы приборов и уточнения их поправок.
Предметом забот штурмана являются: транзистор для приема прогнозов погоды и сигналов времени, часы, секундомеры, бинокли, туманный горн, пиротехника и т. п. Все это относится к навигационному обеспечению яхты.
Надежное решение задач навигационного обеспечения возможно лишь при должной отработке организации штурманской службы на яхте (подобно любым «большим» судам), когда все функции закрепляются персонально и расписываются по времени и месту.
Штурманская культура на любом судне должна быть предметом особого внимания капитана. Штурманская служба возглавляется одним из квалифицированных помощников капитана либо самим капитаном яхты.
О том, как должны решаться основные задачи навигационного обеспечения яхты при подготовке к плаванию и в дальнем походе, будет рассказано в следующих выпусках навигационной странички журнала.
Примечания
1. От латинского navigatio — судоходство.