Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Консультации
  • Техника плавания
  • 1984 год
  • Комплекс дисциплин по навигации и судовождении судном
Подкатегории раздела
Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Подготовка судна к сезону навигации
Зимнее хранение лодок и подготовка их к навигации
Капитаны отвечают на вопросы про открытие навигации
Две навигации с подвесным лодочным мотором «Привет»
ЛКВМТ накануне новой навигации 1973 года
Открытие навигации на Черном море Георгием Семеновым
Как подготовить подвесной мотор к навигации
Две навигации на крейсерско-гоночной яхте «Аврора»
Новый мемориальный комплекс во Владивостоке
Задача по навигации: определить направление пути яхты
Мемориальный комплекс ботик «Фортуна»
Две навигации с подвесным мотором «Selva-30»
Две навигации с подвесным мотором «Selva-30» (продолжение)
Парусно-гребной комплекс Херсонского судостроительного объединения


Комплекс дисциплин по навигации и судовождении судном

Год: 1984. Номер журнала «Катера и Яхты»: 107
          0


Публикация отдельных статей по вопросам навигации вызвала живой интерес читателей. В связи с этим редакция приняла решение открыть «страничку навигатора» и печатать цикл статей по яхтенной навигации. Цель публикаций: повысить уровень штурманской подготовки моряков-любителей — участников крейсерских плаваний и гонок. Просим читателей высказать свои пожелания по тематике цикла.

«Запомни, о ты, желающий научиться, что моряк должен знать многое. С самого начала следует иметь познания о фазах Луны, о румбах, путях и расстояниях. Моряк должен уметь определять высоту звезд, знать устройство нужных для этого инструментов, время вхождения Солнца и Луны в знаки Зодиака, час и место восхода созвездий и равноденствия, координаты Звезд, ветры и муссоны; моряку должны быть известны все морские пути и побережья, гавани и пристани, строение морского дна, приливы и отливы, острова и мели...» — Так писал в далеком XV столетии арабский ученый Ахмед Ибн Маджид — один из помощников известного мореплавателя Васко да Гама.

Мореплаватели сегодня, как и в древние времена, должны обладать определенной совокупностью специальных знаний и навыков, чтобы успешно совершать свои- плавания. И по сути дела перечисление Ибн Маджида вполне соответствует нашим современным требованиям к подготовке штурманов.

Основная цель науки о судовождении не изменилась нисколько: это по-прежнему обеспечение безопасного и наикратчайшего перехода судна, яхты, катера из одной точки в другую. Однако сегодня судовождение — это целый комплекс дисциплин. Перечислим их.

1. Навигация. Ведущее место в этом комплексе принадлежит навигации1 которая изучает: основные понятия о форме и размерах Земли; основы теории картографических проекций; вопросы определения направлений, скорости и пройденного расстояния в море; методы счисления пути в море с учетом воздействия различных факторов (ветра, течения); .способы определения места яхты в море с помощью современных технических средств (например, радионавигация); методы уничтожения и определения девиации магнитного компаса и т. д.


2. Лоция. Лоция описывает моря и целые океаны, реки или озера в гидрографическом отношении; перечисляет и описывает навигационные опасности, системы их ограждения и средства навигационного оборудования водных путей, а также отечественные и зарубежные пособия для плавания.

3. Морская астронавигация. Эта наука решает задачи ориентирования судна самым древним способом — по небесным светилам и самым новым — по искусственным спутникам Земли (ИСЗ).

4 Навигационная гидрометеорология. Она изучает процессы и явления в атмосфере и океане, погоду и климат; обеспечивает судоводителей необходимой информацией для составления и чтения синоптических карт, прогнозирования погоды как по этим картам, так и по местным признакам и морским приметам.

5. Технические средства судовождения. Этот предмет изучает принцип действия, устройство, правила эксплуатации и содержания различных современных навигационных систем, устройств, приборов и инструментов. Эта часть науки судовождения изменилась особенно резко. С развитием средств связи и радиотехники, электронно-вычислительной техники и запуском ИСЗ появились новые технические средства и методы судовождения. Соответственно возросли требования и к морякам-судоводителям, которые в принципе должны владеть и классическими и современными средствами и методами судовождения.

Судовождение является предметом штурманской специальности и настоящий яхтенный капитан должен владеть ею. От знаний и опыта штурмана зависит не только безаварийное плавание яхты, но во многом и результат ее участия в соревнованиях, если речь идет о гонке крейсерских яхт.

Важно умение грамотно выбрать путь яхты и вести ее по этому пути, а также оптимально разложить галсы с учетом как навигационной, так и гидрометеорологической обстановки, а также индивидуальных особенностей судна (его осадки, чувствительности к различным ветрам и волнению и т. п.). Чтобы достичь цели, надо предварительно хорошо изучить район плавания; необходимо всегда и уверенно знать свое место в море, располагать достоверной гидрометеообстановкой (в том числе иметь синоптические карты, суточный, 3-суточный и недельный прогнозы), вести непрерывное наблюдение за состоянием погоды с тем, чтобы вовремя предвидеть дальнейшее изменение гидрометеофакторов и, если нужно, изменить раскладку галсов или сменить паруса.


Естественно, для этого яхта должна быть в полном объеме и качественно укомплектована всеми видами навигационного снабжения. Необходимые морские карты, таблицы и навигационные пособия должны быть откорректированы накануне выхода в море. Навигационная аппаратура, приборы и инструменты, все метеоприборы должны иметь «свежие» таблицы поправок и надежно работать. И при плавании на яхте следует стараться использовать каждую возможность для контроля работы приборов и уточнения их поправок.

Предметом забот штурмана являются: транзистор для приема прогнозов погоды и сигналов времени, часы, секундомеры, бинокли, туманный горн, пиротехника и т. п. Все это относится к навигационному обеспечению яхты.

Надежное решение задач навигационного обеспечения возможно лишь при должной отработке организации штурманской службы на яхте (подобно любым «большим» судам), когда все функции закрепляются персонально и расписываются по времени и месту.

Штурманская культура на любом судне должна быть предметом особого внимания капитана. Штурманская служба возглавляется одним из квалифицированных помощников капитана либо самим капитаном яхты.

О том, как должны решаться основные задачи навигационного обеспечения яхты при подготовке к плаванию и в дальнем походе, будет рассказано в следующих выпусках навигационной странички журнала.

Примечания


1. От латинского navigatio — судоходство.


Понравилась ли вам эта статья?
+1

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Детектор РЛС для предупреждения столкновения с судами
Несколько полезных морских узлов для туристов
Мачта стеклопластика для крейсерской яхты
Устройство для подъема человека на борт яхты
Подготовка «Прогресса» к дальним походам
Прямой парус на мотолодке «Прогресс»
Усовершенствования серийной лодки с подвесным мотором
Гидросигнализатор для контроля воды в корпусе судна
Стоянка лодок со спусковым устройством
Консультации по моторам «Ветерок», «Вихрь» и «Нептун»
Полезные мелочи: дифферент, бензиновая плитка, термометр...
Настройка швертбота «Летучий Голландец»
Парусный полигон для тренировок управления яхтой
Прибор для измерения относительной скорости яхты
Навигационные спутниковые системы и яхты

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Комплекс дисциплин по навигации и судовождении судном

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Изготовления простейшего аварийного руля на яхте
Полезные мелочи: муфта, анемометр, самовар, сапоги, столик...
Парусное вооружение на надувной лодке «Лисичанка»
Модернизация парусного вооружения лодки «Нырок-1»
Спасательные принадлежности: правила содержания
Медицина: Холод и правило четырех минут
Три совета рыболову владельцу моторной лодки
Управляющий гидропривод на малом судне
Консультации по эксплуатации и ремонту моторов «Вихрь»
Магнитный фильтр для очистки топливной смеси
Как организовать собственный яхт-клуб?
Советы рулевому швертбота класса «470»
Барограф — прибор для записи изменений атмосферного давления
Пассивный радиолокационный отражатель для малого судна
Новые алкидные эмали


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 20 + 20 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории