Рулевое устройство
Выпускаемое промышленностью рулевое устройство имеет два существенных недостатка: во-первых, очень велико трение в системе, в результате чего не чувствуется давления на руль; во-вторых, слишком низко расположена ось руля — некуда девать колени (особенно на такой лодке, как «МКМ»).
Я сконструировал устройство, напоминающее рулевую колонку самолета. Колонка не затрудняет доступ в носовой отсек и позволяет поднимать штурвал выше уровня колен. Одновременно, перемещая штурвал «к себе» и «от себя», можно управлять углом установки транцевых плит. Колонка прикреплена к панели, установленной на левом борту лодки на стрингерах; штуртрос проведен по одному борту.
Штурвал вырезан из 1,8-миллиметровой фанеры и покрыт пятью слоями черного нитролака. Рулевая колонка, имеющая пустотелую конструкцию, также выклеена из фанеры толщиной 8 мм и сосновых реек. Рулевая панель склеена из трех слоев фанеры толщиной 4 мм. Для всех деревянных деталей использован эпоксидный клей.
Штурвал закреплен к ступице от переднего велосипедного колеса. Все ролики для тросов диаметром 40 мм выточены из дюралюминия и посажены на шарикоподшипники с внешним диаметром 10 мм (диаметр оси подшипников — 3 мм). Оси рулевой колонки выточены из латуни. Для прохода тросика они имеют просверленные по центру отверстия диаметром 4 мм. Оттягивающие пружины использованы от седла велосипеда. Накладка, через которую проходят все тросики, сделана из текстолита толщиной 6 мм.
Дистанционное управление
Дистанционное управление дроссельной заслонкой и реверсом выполнено с двумя тянущими трбсами. Рукоятки из дюралюминия толщиной 3 мм, установленные на рулевой панели, прикреплены на винтах М4 к текстолитовым дискам диаметром 130 мм. Ось диаметром 12 мм привинчена четырьмя шурупами к деревянному клину, приклеенному к панели, диски удерживаются на ней при помощи шплинта.
Исполнительные механизмы управления реверсом и дроссельной заслонкой на моторе идентичны, отличаются только конструкции узлов крепления. Горизонтальные направляющие обоих механизмов выполнены из хромированного стального прутка диаметром 6 мм, вертикальные стойки — из латунного прутка диаметром 12 мм. Детали спаяны оловянным припоем. Стопорные булавки изготовлены из велосипедных спиц.
Сигнализатор перегрева
О том, как важно уловить момент начала перегрева мотора, знают все любители. Большинство из них контролирует температуру двигателя косвенно — по наличию давления воды в системе охлаждения.
На моем моторе установлен сигнализатор перегрева с биметаллической спиралью от бытового термометра. Основанием служит медная пластинка толщиной 3 мм, корпусом — текстолит.
К сигнализатору подключены две лампочки — зеленая и красная.
Сигнализатор регулируется так. Его помещают в сосуд с горячей водой (80—85 °С). Через 2—3 мин, когда биметаллическая спираль нагреется, ее поворачивают таким образом, чтобы замкнулся левый контакт (если смотреть сверху). В таком положении спираль фиксируется центральным винтом.
При нормальной температуре мотора, когда контакт спирали надежно прилегает к правому контакту, загорается зеленая лампочка. При температуре 80—85 °С язычок биметаллической спирали вибрирует, а лампочки начинают мигать, при дальнейшем повышении температуры — загорается красная лампочка.