Муфта для свечей
При эксплуатации лодочных моторов, особенно при плохой погоде в морских условиях, двигатель часто глохнет вследствие забрызгивания запальных свечей соленой водой. Простая уплотнительная муфта предохраняет свечи от замыкания на корпус.
Муфта делается из резинового наконечника 1 (внутренний диаметр 19 мм) для трости. Для этого нужно укоротить наконечник до размеров 6 мм и 25 мм и просечь отверстие диаметром 10 мм в донышке. Муфта насаживается на юбку свечного наконечника 2 и затем надевается на изолятор запальной свечи 3.
Помимо полной герметизации муфта обеспечивает стабильное удержание наконечника на свече в нужном положении.
О чем говорят бегущие облака?
Если движение облаков отклоняется в северном полушарии в левую сторону относительно направления ветра у поверхности моря, следует ожидать наступления хорошей погоды. Если же облака заметно отклоняются в правую сторону, значит через данный район проходит передняя часть циклона и надо ожидать значительного ухудшения погоды.
Быстрое движение облаков, противоположное направлению ветра у поверхности моря, указывает на приближение ненастной погоды с грозой и сильными ветрами.
Если при ненастной погоде отдельные кучевые облака быстро движутся по небу в том же направлении, в каком дует ветер у поверхности моря, погода скоро улучшится, осадки прекратятся, ветер ослабнет.
Если направление движения низких облаков медленно поворачивается против солнца, значит, ветер стихнет и теплая погода сменится более холодной, ненастной (или наоборот).
Когда два слоя облаков быстро движутся поперек или навстречу друг другу — это признак скорого резкого ухудшения погоды (осадки, сильный порывистый ветер).
Если направление движения облаков, расположенных на разных высотах, почти не изменяется, значит, в ближайшие 6—12 ч можно ожидать погоду без осадков, с умеренными ветрами.
Ручной анемометр «Винд Визард»
Американская фирма «Дэвис инстраментс» выпустила компактный карманный анемометр, позволяющий измерять скорость ветра в пределах от 0 до 27 м/с. Действие прибора основано на простом принципе, применявшемся еще во времена ветряных мельниц и флюгеров: плоская пластинка, подвешенная на шарнире поперек воздушного потока, по мере роста скорости ветра отклоняется на больший угол. В «Винд Визарде», как назван анемометр, подобная пластинка связана с точной пружиной, нагружающей пластинку по мере ее отклонения от вертикали. При скоростях ветра 0—9 м/с шкала прибора растянута, что позволяет повысить точность отсчета при слабых ветрах. Два магнитика демпфируют колебания шкалы, связанной с пластинкой, при внезапных усилениях ветра, что облегчает считывание показаний. Шкала поддерживается сапфировыми подшипниками.
«Винд Визард» имеет откидную рукоятку; в сложенном виде габариты прибора не превышают размеров пачки сигарет. Шкала размечена в трех системах единиц — милях в час, м/с и баллах Бофорта.
Туристский самовар
Любителям водных путешествий, у которых нет на судне газовой или бензиновой плитки, много хлопот доставляет приготовление пищи на костре, особенно в дождливую или ветреную погоду.
51 сконструировал устройство, которое в нашей семье окрестили «туристским самоваром». В качестве топлива используются сучья или мелко нарубленные дрова, которые сжигаются на обычном костре, но благодаря тому, что огонь защищен от непогоды и большее количество тепла направляется на кастрюли, топлива требуется меньше. Нет необходимости сооружать над костром держатели для кастрюль и убирать за собой кострище — достаточно вытряхнуть из «самовара» угли и залить их водой.
Все детали самовара изготавливаются из обычного кровельного железа при помощи ножниц по металлу, молотка и зубила. На рисунке не приведены размеры: все зависит от габаритов применяемых кастрюль, котелков или бидонов. Подставкой для емкостей служат металлические прутки ∅4—6 мм, которые одновременно скрепляют боковины короба 1. Прутки 4 следует установить на высоте 7—8 см от дна короба. Для фиксации емкостей на верхней кромке боковин короба под ручки делаются углубления. Крышка 2 изготовлена так, что, свободно надеваясь на короб, охватывает кастрюли. В середине крышки сделано дымогарное отверстие с отбуртовкой для трубы 3. Крышка должна фиксировать емкость для приготовления пищи с зазором 6—8 см между ними. Дрова подкладываются снизу или загружаются через трубу.
Используя эту схему, я изготовил несколько вариантов «самоваров», отличающихся один от другого только размерами применяемых емкостей. Могу с уверенностью отметить, что приготовление пищи в походе теперь для нас не проблема.
Для сушки сапог
Подмоченные резиновые сапоги быстро высохнут, если их надеть на вертикальные стойки, закрепленные на обрезке доски. Необходимо, чтобы между краем голенища и доской был зазор, достаточный для вентиляции.
Столик из крышки шкафчика на «Днепре»
Простой фиксатор, изготовленный из дюралевой пластинки 2 и закрепленный к внутренней стороне крышек бортовых шкафчиков на мотолодке «Днепр», позволяет получить удобные столики для пассажиров, сидящих на кормовом диване. Фиксатор следует изогнуть так, чтобы он при открывании крышки 1 цеплял за зашивку бортовой ниши и удерживал крышку в горизонтальном положении, как показано на рисунке (3 — ось крышки).
Ручка для откидывания мотора, удлиненный пусковой шнур
При каждой поездке на лодке приходится много раз откидывать мотор в нерабочее положение и опускать обратно. Для этого требуется каждый раз тянуться к задней рукоятке поддона и зависать за габаритами лодки. Этого можно избежать, если закрепить к капоту мотора ручку 1 из алюминиевой трубки, как показано на рисунке.
Чтобы мотор можно было запускать стоя, необходимо удлинить пусковой шнур на 0,5 м. Рукоятку ручного стартера следует отсоединить от штатного шнура и привязать на конец удлинителя 2.
Универсальный быстроразъемный талреп-карабин
В практике водного спорта необходимо иметь устройство, позволяющее получать натяжение ветвей троса и быстро рассоединять их при необходимости. Такое устройство, совмещающее в себе функции талрепа и карабина, было мною применено для штуртроса на мотолодке.
Натяжение осуществляется при навинчивании упорной гайки 5 (совмещенной с откидной ручкой 3) на тягу 6, имеющую на конце шаровое утолщение или проушину для троса. При соединении ветвей троса резьбовая часть тяги 6 вводится в отверстие корпуса 4 с последующим запиранием откидной ручкой 3. При запирании происходит дополнительное натяжение соединяемых ветвей троса, что предотвращает самопроизвольное откидывание ручки 3.
При изготовлении ручку 3 следует U-образно согнуть на оправке. После токарной обработки необходимо обточить вручную выступы диаметром 5,5 мм на корпусе 4, для этого в районе выступов надо оставить токарный припуск до диаметра 15 мм.
Далее ручку 3 следует соединить шарнирно с гайкой 5, а выступы на гайке, являющиеся осями ручки, раскернить.
Детали лучше всего сделать из нержавеющей стали или же из обычной стали, а затем оцинковать.
Талреп-карабины надежно крепят тросы рулевого управления к плате мотора при вибрации и рывках откидывающегося мотора.
Еще раз о свечах
На большинстве подвесных моторов свеча нижнего цилиндра почти всегда имеет черный цвет, в то время как цвет свечи верхнего цилиндра — коричневый. Это свидетельствует о том, что нижний цилиндр работает на более богатой смеси.
Поставив на нижний цилиндр свечу с калильным числом на 25—50 единиц ниже, мне удалось добиться более равномерной работы обоих цилиндров. Я заметил, что скорость лодки немного повысилась, а расход горючего снизился.
Лестница не помеха
Если подвесной мотор или другое лодочное имущество приходится поднимать по лестнице, советуем изготовить простую тележку, конструкция которой ясна из приводимого эскиза. Диаметр колес (он не должен быть слишком велик) и расстояние между их осями подбираются соответственно размерам ступенек.
По ровной поверхности тележка перемещается на четырех колесах.
Кранцы из мячей
Несколько старых, непригодных для игры теннисных мячей можно использовать как удобные кранцы, если поместить их в чехол из брезента. В зависимости от размеров судна мячи можно набить в чехол и в один ряд, и в несколько рядов.
Протектор длябензобака
Острое ребро, имеющееся на любом бензобаке для подвесного мотора, доставляет определенные неприятности владельцу мотолодки. Например, если бак не закреплен внутри лодки, то это ребро трется о внутреннюю поверхность обшивки, повреждая окраску; о ребро можно ударить негу и т. п.
Я окантовал бензобак резиновым профилем для стекла, насадив его на ребро по периметру и закрепив винтиками.
Замок для утки
Большие швартовные и шкотовые утки, устанавливаемые на палубе, создают иногда помехи при управлении яхтой. За них запутываются снасти, о «рога» можно поранить ногу и т. п.
Финская судоверфь «Наутор» снабжает свои суда типа «Свои» простыми приспособлениями, позволяющими избежать подобных неприятностей. Два пластмассовых наконечника 1 «обтекаемой» формы с выемками по форме концов утки надеваются на них и удерживаются на утке 2 при помощи резиновых жгутов 3. Утку можно «закрыть на замок», даже если на ней закреплен какой-либо трос.