Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Консультации
  • Техника плавания
  • Советы рулевому швертбота класса «470»
Подкатегории раздела
Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Советы рулевому яхты класса «Дракон»
Советы рулевому катамарана класса «Торнадо»
Переоборудование швертбота класса «М» в туристическую яхту
Проект спортивного швертбота национального класса
Крейсерская яхта из старого швертбота класса «М»
Два швертбота международного класса


Советы рулевому швертбота класса «470»

Год: 1984. Номер журнала «Катера и Яхты»: 108
          0

Статус олимпийского молодежный международный класс «470», разработанный французским конструктором Андре Коршо, получил в ноябре 1972 г. В предстоящей олимпийской регате гонки на этом швертботе будут проводиться только в третий раз. Это, пожалуй, единственный олимпийский класс, не считая «Внндгляйдера», в котором победа в гонках зависит в меньшей степени от скоростных качеств яхты, а главным образом — от спортивной подготовки экипажа. Это неоднократно подтверждалось результатами крупнейших соревнований и чемпионатов. За прошедшие десять лет среди чемпионов мира и Европы были представители разных стран и континентов и редко кому из них удавалось стать чемпионом дважды. То же самое можно сказать и об обладателях Кубка мира последних четырех лет. Все победители на крупнейших европейских и мировых регатах выступали на яхтах и под парусами самых различных фирм-изготовителей. Эти примеры подтверждают специфические особенности класса — победа в любом ранге соревнований в основном достигается спортивным совершенством самого экипажа.

«470» занимает особое положение среди других олимпийских классов, так как через него осуществляется переход от детского и юношеского ко взрослому парусному спорту. Поэтому среди участников соревнований различных рангов всегда много молодых экипажей. Им в первую очередь и адресуется эта статья, в которой затрагивается круг вопросов, который должен решаться гонщиками при настройке яхты на высокие скоростные качества.



Настройку швертбота класса «470» можно разделить на два этапа: грубая настройка, выполняемая на берегу до спуска яхты на воду, и тонкая, которая производится при выходе на дистанцию непосредственно перед стартом. В обоих случаях настраивают рангоут, такелаж и паруса.

Информация об изображенииФлотилия швертботов класса «470»
Флотилия швертботов класса «470»
 
Прежде всего необходимо оценить жесткость мачты при ее изгибе назад и вбок. Для этого мачта кладется на две опоры ликпазом вверх (положение I) или вбок (положение II). Одна опора ставится под верхней маркой грота, другая — у шпора мачты. Мачта нагружается грузом в 20 кг в точке крепления краспиц (эта точка выбрана потому, что расположение основания краспиц регламентировано правилами класса — 2800 мм ±40 мм от шпора мачты). Для измерения величины прогиба мачты вдоль лик-паза между опорами натягивается леска. Прогибы под нагрузкой замеряются от лески через каждые 500 мм; данные заносятся в таблицу.

Результаты своих измерений сравните с показателями жесткости мачт на яхтах чемпионов и призеров различных соревновании, приведенными в таблице. В. Потапов занял 4-е место на Олимпиаде-76, Ю. Корячкин и М. Кудрявцев — чемпионы Европы 1977 г. и 1978 г., В. Игнатенко — бронзовый призер чемпионата Европы 1980 г. Почти идентичные показатели у мачт, с которыми экипажи Д. Березкина и A. Николаева заняли соответственно 1-е и 3-е места на чемпионате мира 1981 г. среди юниоров.


Можно заметить, что мачта B. Потапова наименее жесткая при изгибе назад (см. табл.; положение I — прогиб в районе краспиц). Многое определяется физическими данными экипажа. Общее правило — чем больше масса и рост шкотового и рулевого, тем более жесткой может быть мачта. Критерием для оценки мачты является ее способность принимать в свежий ветер изгиб, соответствующий форме передней шкаторины грота. Замер прогибов мачты и сравнение ее жесткости с жесткостью мачт чемпионов дает материал для наиболее эффективной настройки парусов.

Информация об изображенииШвертботы класса «470» на соревновании
Швертботы класса «470» на соревновании
 
Дальнейшая настройка мачты осуществляется за счет регулирования натяжения вант, которое контролируется авиационным тензометром МС-11 с головкой 3, — этим прибором пользуются почти все гонщики. При настройке на слабый ветер ванты набиваются на натяжение по МС-11 до 60—64 условных единиц, а на сильный — до 72—74 Если тензометра нет, можно отрегулировать натяжение вант по вант-путенсу. На слабый ветер ванта крепится на 5 мм выше среднего положения, а на сильный — на 4—5 мм ниже среднего.

Мачте придается наклон на корму таким образом, чтобы расстояние от верхней марки на мачте до верхней точки транцевого бимса в ДП равнялось 6760 мм при слабом ветре и 6720 при сильном. Это расстояние измеряется рулеткой, поднятой на грота-фале.

Важное значение имеет длина краспиц (размер А на рисунке) и угол между ними (или расстояние В между вантами). Практикой установлено, что оптимальные варианты краспиц имеют мачты типа «Z-Спар», у которых А = 470÷480 мм при В = 920÷940 мм. Например на яхте чемпиона Олимпиады-80 Б. Соареса (Бразилия) эти величины составляли А = 490 мм, В = 940 мм; на яхте серебряного призера Й. Боровского (ГДР) А = 470 мм, В = 925 мм.


Информация об изображенииОценка жесткости мачты
Оценка жесткости мачты
 
Перед спуском яхты на воду надо убедиться в том, что шверт и перо руля расположены точно в одной плоскости. Для этого яхту устанавливают на козлах вверх килем и смотрят на перо руля таким образом, чтобы оно оказалось в створе со швертом. Непараллельность устраняется перестановкой петель рулевого управления. При этом необходимо помнить, что шверт и перо руля устанавливаются строго по правилам обмера с допуском ±10 мм.

В настоящее время на швертботах «470» используются паруса четырех фирм: «Норте», «Ульман», «Фогель-Майер», «Смит». Паруса этих фирм почти все идентичны по покрою передней шкаторины. У парусов фирмы «Норте» максимальный серп по передней шкаторине грота равен 146 мм, у парусов фирмы «Ульман» —149 и у «Фогель-Майер» —152 мм. Настройка грота на берегу сводится к регулировке натяжения нижней шкаторины по гику. В слабый ветер шкаторину оставляют более свободной, чтобы грот имел более полный профиль. В сильный ветер ее выбирают втугую, чтобы парус стал плоским.

Тонкую настройку на воде приходится делать в том случае, если ветер при выходе на старт изменился. Предположим, что он усилился от слабого до сильного. В этом случае рекомендуется вести настройку в определенном порядке: выбрать втугую нижнюю шкаторину грота; набить оттяжку Каннингхема; уменьшить наклон мачты в корму (до размера 6720 мм и более); подо-брать шверт на 50—100 мм от его первоначального стандартного положения; потравить оттяжку пяртнерса, чтобы мачта подалась в степсе вперед на 10—20 мм; выбрать оттяжку гика. При ослаблении ветра все делается в обратном порядке.

В последнее время наблюдается тенденция к подбору экипажа в классе «470» со значительно меньшей массой, чем четыре-пять лет назад. Если раньше считался оптимальным экипаж с весом 140—145 кг, то на Олимпиаде-80 самый тяжелый экипаж в этом классе весит всего 132 кг. Сегодня гонки выигрывают экипажи с массой 125 кг даже в свежий ветер. На Балтийской регате 1982 г., например, при ветре 5 баллов впереди были четыре яхты с легкими экипажами, получившие высокую скорость за счет настройки лодки и парусов.

Но настройка настройкой, а об отработке технических приемов управления яхтой забывать тоже нельзя. К ним относятся, прежде всего, повороты, постановка и уборка спинакера, которые отрабатываются как на тренажерах, так и на воде. На уже упоминавшейся Балтийской регате всеобщее восхищение вызывало виртуозное владение техническими приемами экипажа Б. Хефта из ГДР — победителя регаты, который при ветре 5 баллов ставил и убирал спинакер за 4—5 секунд!

Статья была проверена: Черных Владислав
Понравилась ли вам эта статья?
+5

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Три совета рыболову владельцу моторной лодки
Управляющий гидропривод на малом судне
Консультации по эксплуатации и ремонту моторов «Вихрь»
Магнитный фильтр для очистки топливной смеси
Как организовать собственный яхт-клуб?

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Советы рулевому швертбота класса «470»

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Барограф — прибор для записи изменений атмосферного давления
Пассивный радиолокационный отражатель для малого судна
Новые алкидные эмали
Полезные мелочи: лента, кисть, огон, флейцы, донка, свеча...
Как подготовить продукты к походу?


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 35 + 10 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории