В 1976 г. я купил лодку «Прогресс» — самую дешевую модификацию, предполагая дооборудовать ее самостоятельно. При спуске на воду обнаружились течи в местах соединения транца с днищем и на клепаных швах соединения днищевых листов. Пришлось поднимать лодку на берег, зачищать места течи изнутри и обезжиривать их ацетоном, затем заливать эпоксидной смолой. Этот способ оказался весьма удачным. За семь лет эксплуатации лодка в этих местах не текла.
В носовом багажнике выпадал довольно обильно конденсат и уложенные здесь вещи отсыревали. Чтобы в багажнике было сухо в любую погоду, я сделал в носовой переборке — в верхней части с правого и левого борта (над полками багажника) — два вентиляционных отверстия размером 100X50 мм.
Для повышения жесткости палубы поставил кницу, приклепав ее к переборке и палубе через угольники. Перед установкой кницы палубу необходимо распереть, поставив между палубным листом и днищевым стрингером, например, брусок мерной длины.
Для удобства размещения вещей в багажнике на форпиковой переборке я закрепил крючки, а вместо сплошной слани поставил реечную рыбину. Зазоры между рейками рыбины улучшают вентиляцию и позволяют поддерживать чистоту в багажнике.
Если мотор постоянно хранится на транце, целесообразно сделать фартук, которым накрывать мотор на стоянке. Этим же фартуком закрывается доступ в кормовой багажник. Фартук пришнуровывается через люверсы и отверстия в угольнике 30X30 мм, который ставится на палубе взамен имеющегося ограждения. Этот же угольник обеспечивает жесткость кромки палубы над кормовым багажником. («Фирменная» конструкция не обеспечивает жесткости — часто можно видеть погнутый, а порой и сломанный срез палубы у кормового багажника.) Угольник советую приклепать к палубе через уплотнительную ленту.
Для размещения запаса горючего (топливные баки мотора «Нептун») на фанерных сланях кормового багажника я закрепил ограждающие угольники, препятствующие перемещению канистр во время движения. Канистры зафиксировал ремнями. Один конец ремня закрепил к ограждающему угольнику, другой через ушко надел на закрепленный на переборке крючок. Удобный и прочный крючок можно сделать из обрезка угольника (такие же крючки я поставил в носовом багажнике).
Под струбцины мотора я закрепил на транце накладку из винипласта, заменив штатные болты длинными. Накладка имеет пазы под выступы струбцины мотора.
Со временем используемые для установки уключин отверстия в швартовных рымах приобретают овальную форму; грести становится неудобно, при движении под мотором даже на небольшой волне весла из них выскакивают. Для устранения этого недостатка я рассверлил имеющиеся отверстия и запрессовал нержавеющие втулки, не снимая рымов. Для этого сверло соответствующего диаметра за. жал в ручные тиски и рассверлил отверстие вручную. Чтобы не повредить палубу, в отверстие вставил стальной кружок, который потом извлек магнитом. Втулку запрессовал ударами молотка по оправке, вставленной во втулку. При этом палубу под рымом поддерживал стальным стержнем, упертым в массивную подкладку.
Металлические слани в кокпите я заменил фанерными толщиной 10 мм. Чтобы увеличить срок службы сланей, их кромки закруглил, слани ошкурил по всей площади и покрыл лаком ПФ-231 (тремя слоями, на кромках — пятью), затем нанес декоративный слой краски.
Рейки сидений я заменил фанерой, прикрепив ее к металлическому основанию. Поверх фанеры уложил поролоновые подушки, помещенные в чехлы из павинола. Чехол в нижней части имеет зашнуровываемую прорезь, через которую вставляется поролон. Там же пришиты ремешки с люверсами на концах, через которые подушка крепится к сиденью резиновым шнуром.
Подушки спинок сидений сделал съемными. Для их крепления использовал резиновый шнур, зашитый в кромку чехла из мягкого брезента. Фанерную спинку сиденья закрепил на трубчатой опоре.
Спинку кормового дивана оставил жесткой, без мата (при ночлеге это не вызывает неудобств). Чтобы закрыть кокпит полностью, устраиваюсь на ночлег, сделал щит, который укладывается в пространство, не закрытое разложенными сиденьями. Хранится он за спинкой кормового дивана. Чтобы щит был легким и прочным, его следует сделать из тонкой фанеры, подкрепив угольниками или рейками. Имеющиеся за приборной доской крючки, при помощи которых закрепляются спинки сидений (при ночлеге — подушки), предусматривают несколько фиксированных положений, обеспечивающих любой наклон спинки (высоту подушки).
Недостаточно жесткую приборную доску рекомендую прикрепить к переборке. Советую также заменить подшипник штурвала, так как «фирменный» быстро изнашивается. Новый подшипник лучше всего вытачивать из толстого (20—30 мм) текстолита и прикреплять снаружи к приборной доске.
Всем владельцам «Прогрессов» настоятельно рекомендую использовать цинковые протекторы. После семи лет эксплуатации своей лодки, снабженной протекторами, я не обнаружил видимых следов коррозии корпуса.