Установить на транец лодки пятидесятикилограммовый «Вихрь» или снять его и нести к месту хранения по прыгающим доскам бона, а то и по песку в гору — дело нелегкое, если, конечно, вы не штангист-пятисотник. Поэтому с появлением «Вихря», чтобы избавиться от таких переносок, на «Казанках» и других лодках многие сразу же стали делать кормовые отсеки-ящики для хранения мотора.
На «Прогрессе» такой отсек предусмотрен конструктором, однако это не избавило от самой тяжелой части процедуры — установки мотора на транец (и снятия с него). Люк такой узкий, что удается поставить в отсек только одну ногу; тут уж требуется соединение качеств тяжелоатлета и эквилибриста. Прогулка на катере начинается н кончается одинаково — пыткой, к тому же опасной. Бывали случаи, что моторы оказывались на дне...
В конце лета 1967 г. мы с П. Н. Красновым на своих «Прогрессах» переоборудовали кормовые отсеки так, чтобы хранить «Вихрь», не снимая с транца. Несложное кормовое устройство одновременно избавило нас и от необходимости при каждом выходе присоединять, а при возвращении отсоединять дистанционное управление. Затраты времени на подготовку мотора к плаванию и на его уборку сокращены до двух-трех минут.
Устройство состоит из двух вертикальных стенок — постоянной носовой и съемной кормовой, двустворчатой откидной крышки люка (взамен заводской) и съемного кожуха — замка гребного винта.
На стоянке закрепленный на транце мотор откидывают до упора, поворачивают относительно его вертикальной оси (вправо по ходу лодки) и вставляют съемную кормовую стенку между краями выреза в транце. Эта стенка является как бы продолжением транца вверх. Затем закрывают обе створки верхней крышки и закрывают люк висячим замком. На нижнюю часть мотора навешивается запорное устройство — кожух с замком для винта.
Вертикальные стенки вырезаны из 8-миллиметровой фанеры. После нас многие стали делать их дюралевыми, но, на мой взгляд, ощутимых преимуществ это не дает.
Вырез в транцевой стенке повторяет форму откинутого и повернутого вправо дейдвуда мотора. На чертеже показан упрощенный вырез; при желании его можно сделать точнее по шаблону, снятому с мотора. Носовая стенка крепится у кормового люка со стороны кокпита двумя винтами М6 и возвышается над палубой на 66 мм. Винты проходят через планку (из дюралевого угольника) немного изогнутую, как показано не эскизе. Прилегание пружинящих створок верхней крышки к вертикальным стенкам обеспечивается двумя крючками, поставленными изнутри отсека.
Створки, вырезанные из 2-миллиметрового дюралевого листа, подвешены иа четырех петлях-шарнирах каждая. Петли к створкам приклепаны заклепками (d=4), а к палубе прикреплены винтами М4.
Запорное устройство — замок на гребном винте — также вырезано из дюралевого листа (δ=2,5); створки его огибают редуктор, надеваются на две лопасти винта и через ушки запираются замком. Вырезы для лопастей можно сделать по картонному шаблону.
В добавление к сказанному упомянем еще одно преимущество переоборудованного таким образом отсека; освободилось место для постоянного хранения, кроме бачка мотора, еще трех стандартных канистр по 20 л, 10-литровой канистры для масла, инструмента.
К концу сезона 1968 г. почти все «Прогрессы» у нас в Куйбышеве уже имели подобные устройства.