Великолепные сооружения Стрельнинского яхт-клуба поражают воображение. Особенно если их рассматривать с точки зрения владельца лодки, припарковавшейся на городской платной стоянке, которую того и гляди, закроют. Однако будем реалистами: массовое строительство таких уникальных комплексов нам пока не под силу — дорого!
А как обстоит дело с более доступными проектами? В Госстрое СССР, которому Постановлением Совета Министров СССР поручено заниматься разработкой проектов водных баз и стоянок, ничего определенного по этому вопросу нам пока сообщить не могли. Единственным источником интересующей нас информации оказался каталог К2-1, разработанный Центральным научно-исследовательским и проектным институтом типового и экспериментального проектирования зрелищных, спортивных и административных зданий и сооружений (ЦНИИЭПЗЗиСС), рассмотренный и рекомендованный к изданию Госкомитетом по гражданскому строительству при Госстрое СССР в 1964 г.
Проекты водных сооружений представлены в нем типовыми яхт-клубами на 65 и 25 судов, водными станциями I и II разрядов и гребной лодочной станцией на 50 лодок.
На рисунке показан план яхт-клуба на 65 судов. Что можно сказать об этом проекте? Прежде всего то, что делала его не «морская душа». Проектировщики позаботились об устройстве гимнастических, теннисных, баскетбольных и волейбольных площадок, но забыли предусмотреть хоть какое-нибудь укрытие от волны яхт, стоящих у причала. В помещении клуба имеется бильярдная, но нет мастерской. И, наконец, само клубное здание — более казенное и «неморское» строение трудно представить!
Водные станции, проекты которых помещены в этом же каталоге, вообще не рассчитаны для занятий водным туризмом и спортом. Эллинг и навес для хранения судов на станции первого разряда могут принять... не более 50 лодок. Примерно столько же места и у причалов.
Итак, ничего утешительного. А вопрос о типовых базах интересует многие организации. Стоило опубликовать в № 14 сборника описание и фотографию водно-моторной базы в Белово, как в редакцию посыпались запросы — где получить документацию на ее постройку? Можем сообщить, что база проектировалась и строилась по заказу Беловского горно-обогатительного комбината, в адрес которого и нужно обращаться за разъяснениями.
Беловской базой следовало бы заинтересоваться и в Госстрое — опыт ее постройки может дать проектировщикам ценный материал. А в качестве прототипа яхт-клуба целесообразно было бы использовать проект яхт-клуба ДСО «Калев» в Таллине. Это недорогое, практичное сооружение выполнено в лучшем «морском стиле».